Основные тенденции современной науки

Среди главных тенденций современной науки чаще всего называют следующие:

1) интеграцию;

2) дифференциацию;

3) математизацию;

4) индустриализацию;

5) информатизацию.

В этом комплексе важных тенденций новейшего времени различимы как положительные, так и отрицательные стороны.

Интеграция науки. Под интеграцией понимают тенденцию объедине­ния научного знания. Наука, как и другие социальные сферы, тоже глоба­лизируется. Стираются границы между прежде совершенно различными дисциплинами. Это проявляется в различных формах.

A. Важнейшую роль играют процессы взаимодействия научных областей. Современная наука богата различными плодотворными меж­дисциплинарными связями, которые связывают направления, ранее раз­вивавшиеся отдельно, — математику и лингвистику, физику и химию, математику и экономику и т.п. Науки сходятся на едином изучаемом объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивают одна дру­гую методологической базой, оказывают друг на друга эвристическое, стимулирующее воздействие.

Б. Проявлением интеграции является, кроме того, отчётливое стремле­ние к унификации понятийного аппарата науки. В связи с этим в нашей философско-методологической литературе прошлых десятилетий активно обсуж­дался вопрос о т.н. общенаучных понятиях, примерами которых являются система, структура, энтропия, вероятность, алгоритм, информация.

B. Ярким выражением интегративной тенденции является то, что на фоне общего массива наук периодически возникают и выдвигаются на роль объединяющего центра определённые интегративные науки, в ко­торых производятся широкие и перспективные обобщения. Примерами таких наук и научных подходов могут служить кибернетика, общая тео­рия систем, семиотика, теория информации, синергетика. Видимо, тяга
к единству научного знания столь сильна, что возникновение подобных интегрирующих направлений всегда вызывает оптимизм учёных и фило­софов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.

Дифференциация науки. Это противоположно направленная тенден­ция дробления научных областей. Ко второй половине XX в. возникла масса тонких подразделений внутри наук (например, в физике: физика плазмы, физика твёрдого тела, механика сплошных сред и т.д.). Внутри наук нарастает специализация, приводящая к тому, что традиционно сло­жившаяся наука рассыпается на массу узких областей с собственной усложнённой терминологией и проблематикой, отделённых друг от друга профессионально-институциональными заслонами. Так, в наше время в одной только геологии насчитывается не менее 80 дисциплин! Все это вызвано объективным требованием концентрации усилий учёных на то­чечных участках, и, конечно, это в значительной мере повышает эффек­тивность научного поиска. Действительно, сегодня мы видим продолжаю­щийся прирост специальных знаний. Но существуют и отрицательные следствия — утрата стратегического видения научного продвижения, за­труднение взаимопонимания учёных, нарастание потерь информации (фе­номены пересечения одних и тех же результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний высокоспециализированных научных областей). Сегодня многие исследователи высказывают свои опасения по поводу того, что дифференциация в ряде научных областей явно преобладает над интеграцией. Например, в отношении медицинской науки эту точку зрения проводят Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко1.

Математизация. Это одна из центральных тенденций современной науки, набравшая особую интенсивность во второй половине XX в. Мате­матизация — это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Общеизвестна огромная роль точ­ных методов, математического моделирования, вычислительных экспе­риментов. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, явление математизации коснулось и гуманитарных наук — истории, социологии, лингвистики и др. Интересные перспективы внедре­ния математики в гуманитарное знание связаны с разработкой новых не­количественных подходов в ряде математических направлений — теории множеств, топологии, теории графов и других, позволивших подойти к бо­лее точному изучению качественных аспектов и соотношений. Более общей стратегией, заключающейся в том, что научная проблема перево­дится на уточнённый искусственный язык, является формализация (§ 2.7). Общий принцип формализационных подходов был разработан в матема­тической логике. Формализация является также одним из опорных мо­ментов тенденции информатизации, о которой речь пойдёт чуть ниже.

Заметим, однако, что к концу XX в. стала заметна некоторая утрата опти­мизма в отношении возможностей математизации. Это, конечно, не означает приостановки данной тенденции, просто отношение к ней стало сдержаннее по сравнению, скажем, с периодом 1950-1970-х гг. Более осторожно стали относиться к таким направлениям, как, например, распознавание образов, оп­тимизационные методы, теории принятия решений, математическое модели­рование (по поводу моделирования см. § 2.5). Критики наряду с признанием несомненных достоинств математизации в большинстве её разновидностей тем не менее указывают, что существует ряд серьёзных ограничений в ис­пользовании математических методов. Так, часто затруднён процесс интер­претации и экстраполяции полученных результатов; слабо осуществляется взаимопонимание разработчиков моделей — математиков и нематематиков; существуют серьёзные вычислительные трудности; перевод проблем на язык чисел «размывает» содержательную основу принятия решений. В ряде об­ластей не оправдались надежды на конструирование имитирующих техниче­ских систем, способных конкурировать с профессиональной деятельностью человека. Не совсем оправдали себя и математические подходы в гуманитарном регионе. Все это говорит о том, что математика, конечно, имеет границы своих приложений-. Сегодня более чётко осознается то, что матема­тизация науки не является самооправдывающимся предприятием, не может служить способом автоматического решения научных проблем. Видимо, новые перспективы науки будут связаны с более взвешенным подходом, с умелым сочетанием количественных и качественных методов. Иными сло­вами, новые достижения науки будут зависеть от наращивания содержа­тельной рациональности.

1 Так, Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко настаивают на том, что современной медицине необходима единая концептуальная система понятий, которая могла бы служить основой научного врачебного мышления. В роли такой системы они видят детерминационную тео­рию медицины. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. СПб., 1992.С. 23.

Индустриализация. Связи науки и техники приводят к взаимопро­никновению этих областей науки в технологию и технологии в науку. Сегодня наука опирается на мощную индустриальную базу. Для прове­дения экспериментов, наблюдений, исследований моделей теперь часто требуются, колоссальные специализированные установки и коллективы обслуживающего персонала.

Разумеется, эта тенденция также имеет не только положительные сторо­ны. Скажем, в гуманитарных науках привычка организовывать исследова­тельский проект масштабно, на основе солидного финансирования приво­дит, как отмечают некоторые критики, к снижению собственно креативной составляющей поиска; в некотором смысле здесь организационная практика начинает доминировать над, собственно, познавательной. Поэтому нередко широкомасштабные, технически оснащённые и дорогие программы исследо­ваний приводят парадоксальным образом к скудным научным результатам.

Информатизация. Информатика — группа дисциплин, занимающихся изучением и совершенствованием информационных процессов и обслужи­вающих их технических систем. Информатизация — это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствова­ние во всех важнейших областях человеческой деятельности — науке, управ­лении, образовании, производстве и т.п. Как известно, главными событиями информатизации явились микропроцессорная революция 70-х гг. XX в., разработка стандартной модели IBM PC с открытой архитектурой в начале 1980-х гг. и становление доступной для массового потребителя гло­бальной компьютерной сети Интернет в 1990-е гг. Информатизацию науки можно считать специальным случаем её общей индустриализации. Сегод­ня компьютер является необходимым инструментом в любых областях на­уки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментиро­вания, теоретический анализ, предоставление результатов, научную ком­муникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.

Однако, говоря об общеизвестных достоинствах компьютеризации, сле­дует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заста­вили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовки тех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.п.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, как эта ситуация будет проанализирована машинным способом; принятие решения в этом случае прямо связывается с тем горизонтом, который охватывается ком­пьютерными технологиями. Кроме того, ситуация в ряде областей человеческой деятельности показывает, что, к сожалению, в них наметилась опреде­лённая тенденция снижения собственного профессионализма пользователей информационных систем: человек перестаёт проявлять инициативу в обуче­нии, анализе обстановки, принятии решений. Между тем всегда существу­ют нестандартные ситуации, которые не могут быть предусмотрены в прог­рамме. Критики отмечают, что в раде крупных аварий и катастроф последнего времени сыграла свою роль и повышенная вера в машину, утрата личной инициативы и ответственности. Общая ориентация на технические системы и подходы, связанная с компьютеризацией науч­ных исследований, ведёт к унифицированности, обезличенности исследовательского мышления, способствует формализаторскому крену. При этом снижается уровень качественного, собственно человеческого ви­дения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформаль­ного), что особенно неоправданно в социально значимых областях — меди­цине и здравоохранении, экономике, педагогике, политике и др. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством чело­веческой деятельности и что единственным (и никем не заменимым) субъек­том познавательной деятельности и принятия решений является человек1.

Сложность и многогранность профессии современного учёного.

Современный учёный не просто специалист, обладающий знаниями в какой-то узкой области. Сегодня круг задач, являющихся неотъемлемой частью его профессии, весьма широк. Охарактеризуем вкратце эти задачи.

Ранее говорилось о необходимости владеть современными информаци­онными технологиями. Профессия учёного предполагает также знание основ библиографии как особой прикладной отрасли знания. Сюда входит умение находить необходимые сведения о публикациях, потреблять библиграфическую информацию, грамотно оперировать ею. Существуют общепринятые правила цитирования, библиографических ссылок и описаний.

Важная часть деятельности учёного — текстовая работа, создание собственных научных текстов. Ведь стержень современной науки — пуб­ликация. Сегодня прирост и функционирование научного знания держит­ся на публикациях. Публикация является как бы квантом прироста нового знания. Идеи, разработанные учёным, вводятся в оборот научного сооб­щества только после их публикации, проверки, подтверждения и приня­тия в циклах других исследований и отражающих их изданий. Сегодня предлагают рассматривать современное научное знание как гигантский гипертекст, связывающий перекрёстными «нитями» отдельные публика­ции в единое информационное пространство. Ясно, что в этих условиях от учёного требуется особое умение писать, т.е. знать и правильно ис­пользовать общепринятые в науке нормы оформления научных текстов, учитывать стилевые особенности публикаций. Комплекс принятых стиле­вых стандартов иногда называют научной грамматикой. Она тоже явля­ется необходимой частью общей подготовки учёного. Так, в некоторых научных и учебных заведениях даже читают курсы для начинающих учё­ных под названием scientific writing «научное письмо».

1 Содержательная критика негативных тенденций информатизации дана в: Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. «Кризис жанра» или временные трудности? (Подводные камни на пути гумани­тарной информатики)//Вопросы философии. 1992. № 6. С. 75-90.

Существенное место в научной информации занимает и патентная до­кументация. Это совокупность документов, включающих сведения об изобре­тениях, открытиях и других видах интеллектуальной собственности. Сущест­вует специальная отрасль знания — патентоведение, которая занимается вопросами правового обеспечения интеллектуальной собственности. Па­тентная документация включает как юридические, так и научно-технические темы. Патентной документации должны быть присущи такие черты, как вы­сокая степень достоверности, оперативность, полнота сведений. Профессио­нальная разработка научно-исследовательской темы сегодня невозможна без предшествующей стадии патентных исследований, включающих поиск, анализ, целенаправленное потребление патентной информации.

Говоря об умении обращаться с интеллектуальной собственностью в более широком контексте, следует указать на чрезвычайную важность правовой компетентности современного учёного. Это касается знания таких вопросов, как авторское право и его защита, приоритет, акаде­мические права и свободы и др. Как известно, вопросы правового обес­печения научной деятельности являются весьма деликатными и болезнен­ными для учёных (вспомним, например, такие острые темы, как плагиат, некорректное цитирование, споры о приоритете).

Учёный часто выполняет функции организатора научных исследова­телей и их руководителя, что требует от него наличия определённых на­выков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие учёные сочетают собственно познавательную деятельность с пре­подавательской, которая, но сути дела, является самостоятельной про­фессией (для неё нужны специальные умения и постоянный личный профессиональный рост). Помимо работы в системе формального образо­вания, учёный обычно имеет возможность (особенно в достаточно зрелом возрасте) влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название «наставничество».

Укажем также на значимость этической компетентности современно­го учёного, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, может быть, экспертизах по теме его научных интересов. О роли этики в современной науке речь подробнее пойдёт в § 6.3.

В эпоху демократической государственности учёные становятся социаль­но активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выпол­нять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях. Учёные часто входят в правительственные структуры, участвуют в государственных комиссиях, выполняют различные заказы, дают оцен­ки, разрабатывают и реализуют проекты и программы. Кроме того, уче­ные должны уметь отстаивать свои права, объяснять обществу, зачем нужны их исследования, обосновывать свои притязания на финансирова­ние собственных проектов и настойчиво добиваться выделения средств у фондов и государственных структур.

Все это — примеры разносторонней деятельности современного учёно­го. Сегодня далеко не каждый учёный может позволить себе роскошь быть кабинетным затворником. В наше время необходимость предельно концен­трироваться на занятиях своей предметной областью сочетается с необхо­димостью заниматься различными делами почти одновременно.

Сегодняшний характер роста научного знания таков, что следует, по­жалуй, говорить не о динамичном, а о сверхдинамичном развитии множе­ства научных областей. Текущие обзоры, отражающие оригинальные ста­тьи за определённые временные интервалы, в этих областях почти сразу устаревают. Для активно работающих учёных существует весьма реаль­ная опасность устареть самим, т.к. в бурно развивающихся научных направлениях методы, научные результаты и концепции быстро утрачи­вают действенность. Утрата контакта с передним фронтом исследований означает для современного учёного просто выключение из актуального научного продвижения. Это придаёт особенно сложный характер профес­сии современного учёного и выдвигает перед научным работником зада­чу быть всегда современным, востребованным, информированным, опе­ративно реагирующим, обновляющимся.

6.2. Модернизация общественной жизни: достижения и проблемы

Бурное развитие науки в XX в. привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни. Эти изменения столь многогранны и противоречивы, что дать им однозначную оценку не представляется возможным. Отношение общественности к результатам научной деятель­ности тоже достаточно сложное. В прежние времена наука оценивалась как, безусловно, прогрессивное явление. Скажем, ещё в 60-70-е гг. XX в. в ходу был термин научно-технический прогресс. В отечественной лите­ратуре того периода излюбленной темой была также тема научно-техни­ческой революции. Для последних двух десятилетий характерно, напро­тив, более сдержанное отношение к науке и её плодам. Поэтому, говоря о влиянии науки на глобальные процессы общественной жизни, разумнее было бы, видимо, не использовать для его обозначения какие-то явно оце­ночные категории, а употреблять относительно нейтральный термин «мо­дернизация общественной жизни», понимая под этим сложное явление, которое подлежит вдумчивому изучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: