double arrow

Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер


При адекватной заполненности этапа няньчания впечатле­ния от контакта с ребенком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «закрепляются» на ситуации взаимодействия с ребен­ком как объектом материнской сферы. В результате возникнове­ние в послеродовом периоде новых впечатлений от контакта с ребенком, а также при грудном кормлении интерпретируются не как ощущения, связанные с половой сферой, а как принад­лежащие к материнской. Ребенок, который является уже реаль­ным объектом материнской сферы, служит медиатором, опре­деляет смысл ситуации, ведущие эмоции и характер возникно­вения ситуативных, обеспечивающих эмоциональное обуслов­ливание новых впечатлений*.

* Там же.

Если же до полового созревания переживания от тактиль­ного контакта с ребенком не сформировались и не конкретизиро­вались на нем как объекте материнской сферы, то путь их пере­вода в контекст реальной деятельности «остается свободным». Половое развитие, подкрепленное в этот возрастной период мощным гормональным обеспечением, «переводит на себя» зна­чение тактильного контакта и все ощущения эрогенных зон. В дальнейшем их возникновение при взаимодействии с ребенком может переживаться как шокирующее, несовместимое с ситуа­цией и т. п. Существенно влияют на это особенности представле­ния о возможном восприятии детьми половых отношений взрос­лых. Совмещение компонентов ситуаций, относящихся к поло­вому поведению и к ребенку, собственный детский опыт отно­сительно половых отношений взрослых и т. п. могут повлиять на развитие материнского чувства весьма необычным образом. Воз­можно ограничение тактильного контакта, купирование пере­живания экстаза кормления и другие особенности. К кому из детей такое отношение матери будет выражено ярче — к сыну или дочери, — зависит от семейной модели супружеских отно­шений и собственного опыта развития половой сферы.




Представления о законнорожденности, перворожденности, рождении ребенка от любимого или нелюбимого партнера и т. п. доказывают, что безусловной ценности ребенка для обще­ства практически не существует. Даже самые ярые противники искусственного прерывания беременности допускают такую воз­можность для зачатия в результате изнасилования. В период по­лового созревания все эти проблемы становятся не просто суще­ствующими, а своими собственными. Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения наряду с увеличением возраста зависимос­ти от родителей, множественность моделей поведения в совре­менном обществе и многое другое делают развитие ценностей материнства в период полового созревания необыкновенно слож­ным.

Следует отметить, что данный этап развития материнской сферы является мало изученным.







Сейчас читают про: