Занятия урочного типа: уроки, оздоровительно-реабилитационные занятия,
учебно-тренировочные занятия, ЛФК.
Классификация в зависимости от целей (направленности урока):
- образовательные (формирование спец. знаний, обучения разным двигательным умениям);
- коррекционно-развивающие (развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций);
- оздоровительные (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, укрепления СС и ДС);
- лечебной направленности (лечение, восстановление, компенсация утраченных / нарушенных функций);
- спортивной направленности (совершенствование физической, технической, психической, волевой, теоретической подготовки в ИВС);
- рекреационной направленности (для организованного досуга).
Наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными способностями являются комплексные уроки.
По организации проведения: фронтальные (одновременно все выполняют), индивидуальные,
групповые, комплексные, самостоятельные.
|
|
По способу проведения: поточный, раздельный, интервальный, метод круговой тренировки.
Деятельность преподавателя: подготовка зала, инвентаря; контроль за выполнением;
объяснение и демонстрация задания; коррекция выполнения; страховка, помощь; подведение итогов, домашнее задание.
Основные требования к уроку: ù всестороннее воздействие на организм, ù непрерывность,
ù адаптивность упражнений и нагрузки, ù завершенность.
Урок состоит из 3х частей:
1. Вводно-подготовительная (7-10 мин)
Задачи: начальная организация занимающихся, создание психологической установки,
положительного эмоционального фона, подготовка к основной части урока,
активация внимания.
Средства: строевые упр., ОРУ, подводящие, подготовительные, игровые, упр. на внимание.
2. Основная.
Задачи: общие и специальные, развитие ОДА, ДС, ССС, физических и волевых качеств,
формирование и коррекция осанки
Средства: специальные упражнения
3. Заключительная (5% от урока)
Задачи: фиксация хорошей осанки, подведение итогов, ознакомление с заданием для самостоятельного выполнения
Средства: различные варианты ходьбы, танцевальные шаги, ФУ и игры на внимание,
упр. на дыхание и расслабление
Б – Неурочные. Занятия делят на: малые неурочные формы, крупные неурочные формы.
Особенности занятий неурочного типа:
- не регламентированы временем, местом проведения, кол-вом участников, их возрастом;
- могут проводиться совместно со здоровыми, родителями, добровольцами, включать детей с различными двигательными нарушениями.
|
|
- должны быть привлекательными по организации, форме проведения, оформлению
- массовость
Цель: удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.
Виды: ¾ в режиме учебного дня (УГГ, организованные игры на переменах, спорт. час после уроков), ¾ внеклассные (рекреативные оздоровительные занятия в школе на самодеятельной основе, физкультурные праздники, прогулки и экскурсии, дни здоровья),
¾ внешкольные: занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; занятия и игры в семье; занятия в реабилитационных центрах; занятия в семейно-оздоровительных клубах; самостоятельные занятия.
Билет 8. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Первое условие успешной реабилитации – быстрая госпитализация больного в специальные палаты и блоки; - развитие и совершенствование службы реабилитации.
ФР направлена на:
- восстановление правильной афферентации и рефлекторной деятельности;
- разработку амплитуды и точности активных движений;
- борьбу с повышением мышечного тонуса;
- выравнивание ассимметрии;
- профилактику контрактур, анкилозов, стойких двигательных расстройств;
- улучшение вегетативного и сенсорного обеспечения двигательных актов;
- формирование новых двигательных навыков;
- повышение общего тонуса организма.
ФР включает следующие элементы: - медикоментозную терапию; - лечение положением; - ЛФК; - вибромассаж; - физиотерапевтическое лечение.
Лечение положением начинают проводить на 2-3 день после стихания острых мозговых явлений. Предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома и патологических установок в конечностях и туловище. Варианты: рука за голову, рука вдоль туловища, рука в косынке, предплечье супинировано, кисть выпрямлена или пальцы слегка согнуты; бедро выпрямлено, ротация его устранена, колено согнуто под углом 5-10’, стопа в упоре под углом 90’ или ортопедические приспособления (лонгеты, повязки, обувь).
Упражнения в перемене положения предусматривают стимулирование процессов восстановления, подготовку больного к изменению положения лежа в положение сидя, затем – стоя.
ЛФК включает пассивные, активные, идеомоторные и дыхательные упражнения.
Задачи ЛФК: предупреждение контрактур путем снижения мышечного тонуса и борьба с синкинезиями. Варианты: вращения, отведения и приведения, пассивные сгибания и разгибания, поднимание и опускание, супинация и пронация.
Пассивные упражнения начинают с проксимальных отделов, медленно, с полной амплитудой, в одной плоскости.
Добавляют активные движения в начале здоровой конечности, затем – паретичной с посторонней помощью либо в облегченных условиях.
Упражнения для восстановления силы с преодолением сопротивления, с постепенным увеличением амплитуды, упражнения на растяжения с увеличением длины мышц. При переводе больного в положение стоя – изолированные движения каждой группы мышц для имитации ходьбы.
В первый же день занятий проводят массаж как конечностей так и туловища. Усиливает тормозные процессы в ЦНС, снижает болевые ощущения, увеличивает объем и работоспособность атрофированных мышц, активизирует кровообращение. Поглаживание медленно спастических мышц и легкое разминание гипотонических мышц-антагонистов, от дистальных отделов конечностей к проксимальным.