Функции АФК – это объективно-присущее ФК свойство воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
I. Педагогические:
1. Коррекционно-компенсаторная.
Ведущая. Основания для нее – отклонения в физической и психической сфере.
Основные направления: - коррекция сенсорных систем, - психических нарушений, - соматических, - координационных способностей, - нарушений физической подготовленности, - техники основных движений (пространственных, ритмических, динамических).
2. Профилактическая.
Целесообразность всех доступных видов двигательной активности, гигиенических и природных, факторов закаливания. Соблюдение режима отдыха и рационального питания, ликвидация вредных привычек, сохранение и формирование осанки.
3. Образовательная.
Формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности уровне. Наиболее ярко выражено в АФВ и АС.
4. Развивающая.
Целенаправленное воздействие на развитие физических качеств и координационных способностей, т.к. эти нарушения закономерны для всех нозологических групп.
5. Воспитательная.
Цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности при сужении сенсорных, моторных, интеллектуальных возможностей.
6. Ценностно-ориентационная.
Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил.
7. Лечебно-восстановительная.
Главная. Цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.
8. Профессионально-подготовительная.
Включает: - приобщение к доступным видам труда, - коррекция и компенсация основного дефекта, - развитие профессионально-важных умений и психических способностей.
9. Творческая.
Раскрытие многогранных способностей людей с ОВ в разных видах ФД. Наибольшее развитие в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.
10. Рекреативно-оздоровительная.
Удовлетворение потребности в активном отдыхе, развлечении, как средство переключения на др. вид деятельности.
11. Гедонистическая.
Проявляется в тех видах деятельности, которые доставляют радость.
12. Спортивная и соревновательная.
Тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации.
II. Социальные:
1. Гуманистическая.
Ориентация на личностное развитие:
- осознанное отношение к любым формам двигательной активности
- формирование знаний, умений, способностей для самостоятельной полноценной жизни
- освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических ценностей ФК для самореализации.
2. Социализирующая.
Социальная адаптация личности, приобщение к ценностно-нормативной системе общества, воспитание психических, нравственных качеств, общения, отдыха.
Ярко проявляется в АС.
3. Интегративная.
Включение различных категорий И. в социальные системы, предназначенные для здоровых людей, активное участие во всех направлениях жизни, самореализация.
4. Коммуникативная.
В общении отражается потребность в эмоциональном контакте. Средства: речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. Вербальные и невербальные способы общения.
5. Зрелищная и эстетическая.
В АФК реализуется в процессе занятий ФУ. Все педагогические ф-ции имеют предметное выражение в деятельности, а социальные – развивают духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям ФК, здоровому стилю жизни.
Принципы АФК являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, отражающие сущность обучения, воспитания, развития личности и др. Служат ориентиром для конструирования практики.
I. Социальные:
1. П. гуманистической направленности:
- создание равноправных условий на занятиях ФУ
- индивидуальное телесное совершенствование
- свобода выбора доступных форм двигательной активности
2. П. непрерывности физкультурного образования.
Сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни. Оказывает тренирующее влияние на биологические структуры и функции организма, на социальную и психическую адаптацию.
3. П. социализации.
Начинается с рождения и продолжается всю жизнь; без телесного здоровья как главной человеческой ценности, невозможно освоение никаких других культурных ценностей.
4. П. Интеграции.
Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов в культурную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми.
Педагогическая – обучение детей и взрослых с различными дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми.
5. П. приоритетной роли микро-социума.
Семья является 1й инстанцией социализации ребенка и способствует или препятствует его развитию.
II. Обще-методические:
1. П. научности.
- знание теорий, законов, проблем АФК
- биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушителями
2. П. прочности.
Сохранение приобретенного двигательного опыта на годы.
III. Специально-методические:
1. П. диагностирования.
Учет основного дефекта, времени поражения, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, показаний и противопоказаний к занятиям ФУ.
2. П. дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход в АФВ – это объединение детей в относительно однородные группы. Осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия.
Индивидуальный подход – это учет особенностей, присущих одному человеку (пол, возраст, телосложение и др.).
3. П. коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса.
Педагогическое воздействие должно быть направленно не только на преодоление физических и психических недостатков, но и на активное развитие их познавательной деятельности, физических способностей и нравственных качеств.
4. П. учеты возрастных особенностей.
Процесс АФВ должен опираться на следующие законы:
- единство генетического хода развития
- максимальное использование сенситивных периодов развития
- учет зоны ближайшего развития
5. П. адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.
6. П. адекватности. Это требование, чтобы выбор средств, методов соответствовал занимающихся.
7. П. оптимальности. Это разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки.
8. П. вариативности. Это бесконечное многообразие содержания и возможностей движения.
Билет 9. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на санаторном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Основные задачи:
- закрепление положительных сдвигов, достигнутых в стационаре и реабилитационном центре при лечении основного сосудистого заболевания головного мозга;
- ликвидация последствий заболевания (парезы, параличи, расстройства речи ит.д.);
- предупреждение повторных нарушений мозгового кровообращения;
- дальнейшее повышение психической и физической активности больного, адаптационных возможностей организма к бытовому самообслуживанию, трудовой и общественной деятельности.
Для выполнения этих задач используют климатические факторы самого курорта, диетотерапия, средства лечебной физкультуры, массаж, различные физические факторы, психотерапия. При необходимости – занятия с логопедом и нейропсихологом.