Билет 9. 1. Функции (педагогические и социальные), принципы (социальные, обще-методические, специально-методические) АФК

Функции АФК – это объективно-присущее ФК свойство воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

I. Педагогические:

1. Коррекционно-компенсаторная.

Ведущая. Основания для нее – отклонения в физической и психической сфере.

Основные направления: - коррекция сенсорных систем, - психических нарушений, - соматических, - координационных способностей, - нарушений физической подготовленности, - техники основных движений (пространственных, ритмических, динамических).

2. Профилактическая.

Целесообразность всех доступных видов двигательной активности, гигиенических и природных, факторов закаливания. Соблюдение режима отдыха и рационального питания, ликвидация вредных привычек, сохранение и формирование осанки.

3. Образовательная.

Формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности уровне. Наиболее ярко выражено в АФВ и АС.

4. Развивающая.

Целенаправленное воздействие на развитие физических качеств и координационных способностей, т.к. эти нарушения закономерны для всех нозологических групп.

5. Воспитательная.

Цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности при сужении сенсорных, моторных, интеллектуальных возможностей.

6. Ценностно-ориентационная.

Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил.

7. Лечебно-восстановительная.

Главная. Цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.

8. Профессионально-подготовительная.

Включает: - приобщение к доступным видам труда, - коррекция и компенсация основного дефекта, - развитие профессионально-важных умений и психических способностей.

9. Творческая.

Раскрытие многогранных способностей людей с ОВ в разных видах ФД. Наибольшее развитие в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.

10. Рекреативно-оздоровительная.

Удовлетворение потребности в активном отдыхе, развлечении, как средство переключения на др. вид деятельности.

11. Гедонистическая.

Проявляется в тех видах деятельности, которые доставляют радость.

12. Спортивная и соревновательная.

Тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации.

II. Социальные:

1. Гуманистическая.

Ориентация на личностное развитие:

- осознанное отношение к любым формам двигательной активности

- формирование знаний, умений, способностей для самостоятельной полноценной жизни

- освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических ценностей ФК для самореализации.

2. Социализирующая.

Социальная адаптация личности, приобщение к ценностно-нормативной системе общества, воспитание психических, нравственных качеств, общения, отдыха.

Ярко проявляется в АС.

3. Интегративная.

Включение различных категорий И. в социальные системы, предназначенные для здоровых людей, активное участие во всех направлениях жизни, самореализация.

4. Коммуникативная.

В общении отражается потребность в эмоциональном контакте. Средства: речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. Вербальные и невербальные способы общения.

5. Зрелищная и эстетическая.

В АФК реализуется в процессе занятий ФУ. Все педагогические ф-ции имеют предметное выражение в деятельности, а социальные – развивают духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям ФК, здоровому стилю жизни.

Принципы АФК являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, отражающие сущность обучения, воспитания, развития личности и др. Служат ориентиром для конструирования практики.

I. Социальные:

1. П. гуманистической направленности:

- создание равноправных условий на занятиях ФУ

- индивидуальное телесное совершенствование

- свобода выбора доступных форм двигательной активности

2. П. непрерывности физкультурного образования.

Сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни. Оказывает тренирующее влияние на биологические структуры и функции организма, на социальную и психическую адаптацию.

3. П. социализации.

Начинается с рождения и продолжается всю жизнь; без телесного здоровья как главной человеческой ценности, невозможно освоение никаких других культурных ценностей.

4. П. Интеграции.

Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов в культурную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми.

Педагогическая – обучение детей и взрослых с различными дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми.

5. П. приоритетной роли микро-социума.

Семья является 1й инстанцией социализации ребенка и способствует или препятствует его развитию.

II. Обще-методические:

1. П. научности.

- знание теорий, законов, проблем АФК

- биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушителями

2. П. прочности.

Сохранение приобретенного двигательного опыта на годы.

III. Специально-методические:

1. П. диагностирования.

Учет основного дефекта, времени поражения, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, показаний и противопоказаний к занятиям ФУ.

2. П. дифференциации и индивидуализации.

Дифференцированный подход в АФВ – это объединение детей в относительно однородные группы. Осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия.

Индивидуальный подход – это учет особенностей, присущих одному человеку (пол, возраст, телосложение и др.).

3. П. коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса.

Педагогическое воздействие должно быть направленно не только на преодоление физических и психических недостатков, но и на активное развитие их познавательной деятельности, физических способностей и нравственных качеств.

4. П. учеты возрастных особенностей.

Процесс АФВ должен опираться на следующие законы:

- единство генетического хода развития

- максимальное использование сенситивных периодов развития

- учет зоны ближайшего развития

5. П. адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

6. П. адекватности. Это требование, чтобы выбор средств, методов соответствовал занимающихся.

7. П. оптимальности. Это разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки.

8. П. вариативности. Это бесконечное многообразие содержания и возможностей движения.


Билет 9. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на санаторном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Основные задачи:

- закрепление положительных сдвигов, достигнутых в стационаре и реабилитационном центре при лечении основного сосудистого заболевания головного мозга;

- ликвидация последствий заболевания (парезы, параличи, расстройства речи ит.д.);

- предупреждение повторных нарушений мозгового кровообращения;

- дальнейшее повышение психической и физической активности больного, адаптационных возможностей организма к бытовому самообслуживанию, трудовой и общественной деятельности.

Для выполнения этих задач используют климатические факторы самого курорта, диетотерапия, средства лечебной физкультуры, массаж, различные физические факторы, психотерапия. При необходимости – занятия с логопедом и нейропсихологом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: