Конфликты, препятствующие эффективной работе, взаимодействию, психологическому климату и групповой сплоченности, принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Есть и обратная сторона медали – вступая в конструктивный конфликт участники получают возможность выражать различные мнения, спорить, искать альтернативы решений. Поэтому считается, что уничтожать условия для возникновения и развития конфликтов неправильно. Правильный подход – осуществлять управление конфликтами с выгодой для коллектива. Для этого требуется умение грамотно анализировать конфликты и причины их возникновения, также возможные последствия.
Разновидности и причины конфликтов
Конфликтология выделяет три разновидности конфликтов:
- личность – личность
- группа – группа
- группа – личность
Основными причинами конфликта являются:
- Распределение ресурсов
- Взаимозависимость задач
- Различия в целях и способах их достижения целей
- Неудовлетворительные коммуникации
- Различия в психологических особенностях сотрудников, работающих вместе
- Конфликтный тип личности
- Внезапно возникающая личная неприязнь
Способы разрешения конфликтов
Конструктивные способы разрешения конфликтов
- Проблема решается путем, устраивающим все стороны, т.е. теоретически максимально правильно и эффективно.
- Коллегиальное решение проще реализовать, т.к. устраняются препятствия, в том числе и скрытые.
- Оппоненты приобретают опыт сотрудничества и поиска консенсуса.
- Конфликты между руководителем и подчиненным, которые решены конструктивно, побуждают подчиненных и далее занимать активную профессиональную позицию, а не становится бездумным исполнителем воли руководителя.
- Сотрудники перестают рассматривать возникающие разногласия, как негативный факто, мешающий работе.
Деструктивные способы разрешения конфликтов
- Испорченные отношения между конфликтующими сторонами.
- Неэффективное сотрудничество, скрытая борьба и противодействие, препятствующее решению производственных задач.
- Необъективное представление о позиции оппонента, как о заведомо неправильной.
- Ошибочное убеждение, что одержать победу в споре важнее, чем решить реальную проблему.
- Негативные эмоции сторон конфликта, обиды, неудовлетворенность, стресс, плохое настроение, текучесть кадров.