МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНИЯТИЙ
КУРС: V
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВ: «ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ»
Составитель: к.м.н., асс. Касымова Р.Н.
АЛМАТЫ, 2013
Тема №1 Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей
2. Цель: формирование у студентов общих понятий о ВПР и МАР и знаний по клинике и диагностике ВПР и МАР дыхательной системы у детей
3. Задачи обучения:
Когнитивный компонент (знания)
· Формирование знаний студентов по этиологии, патогенезу, классификации, клинических симптомов, диагностики и лечения ВПР у детей
· Формирование умения самостоятельно провести объективное обследование больного ребенка с оценкой нервно-психического и физического развития
· Формирование навыков в оценке лабораторно - инструментальных данных при ВПР у детей
· Формирование навыков в обосновании диагноза с составлением плана обследования ребенка
|
|
· Формирование знаний современного подхода к диагностике, лечению и профилактике ВПР у детей
· Освоение и закрепление навыков межличностного общения с пациентами и их родителями
· Формирование знаний по клинике и диагностике ВПР м МАР дыхательной системы у детей в зависимости от характера анатомического порока развития
· Формирование знаний по распознаванию основных видов осложнений при врожденных пороках развития и малых аномалиях развития дыхательной системы у детей
· Формирование знаний по алгоритму обследования больного при подозрении на ВПР дыхательной системы
· Формирование знаний по принципам лечения
Операционный компонент (навыки и умения)
· формирование и совершенствование умений при ранней диагностике ВПР
· формирование умений по выявлению характерных клинических признаков ВПР дыхательной системы и интерпретации результатов обследования
Правовой компонент
· формировать знания принципов врачебной этики и деонтологии при обследовании и лечении ребенка с ВПР
Компонент самообразования и самосовершенствования
· повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного обучения медицинской литературы, использования интернета, подготовкой презентаций, составления тестовых заданий и клинических ситуаций, формировать профессиональную речь.
4. Основные вопросы темы:
· Понятие о ВПР и МАР;
· Понятие о причинах формирования врожденных пороков и малых аномалий развития у детей;
· Определение пороков развития
|
|
· Основные методы диагностики ВПР и МАР
5. Методы преподавания: устный опрос, тестирование, комбинированный опрос, работа в малых группах, презентация, работа с мультимедийными базами данных.
Методы и формы обучения:
№ п/п | Используемый метод обучения | Результат |
Работа в малых группах | На основе полученных знаний формирование способности работать в команде с высказыванием своего мнения | |
Разбор тематических больных или копии истории болезни | На основе полученных знаний формирование навыков общения с больным или его родителями, выбора методов диагностики и лечения в зависимости от выявленной патологии с учетом соблюдения этических норм в свете конвенции о правах ребенка, законов РК об охране здоровья матери и ребенка | |
Решение ситуационных задач | Научить студентов, используя свои знания клиники и лабораторно-инструментальной диагностики выявить причину, назначить медикаментозную терапию, организовать уход за больным с ВПР дыхательной системы | |
Презентации | Повышение уровня профессионального образования |
6. Литература:
Основная:
1. Шабалов Н.П. Учебник «Детские болезни», СП-б: Питер, 2010.
2. Барашнев Ю.И., В.А. Бахарев, П.В. Новиков «Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей» - Путеводитель по клинической генетике – «Триада-Х», М, 2004
3. Тератология человека. Руководство для врачей / Под ред.Г.И.Лазюка. – М.: Медицина, 1991. – 480 с.
Дополнительная:
1. Новиков П.В. «Основные направления профилактики врожденных и наследственных болезней у детей»// РВПтП, 1, 2004, с.5-9
2. Баранов В.С., Баранова Е.В., Ивашенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены предрасположенности (Введение в предиктивную медицину)СПб, «Интермедика», 2000, с. 272
3. (Romero R., Pilu D., Genty F.) Ромеро Р., Пилу Д., Дженти Ф. Пренатальная диагностика врожденных пороков развития плода / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1997. – 448 с.
4. Калмин О.В., Михайлов А.В., Степанов С.А., Лернер Л.А.Аномалии развития органов и частей тела человека. – Саратов, Изд-во СГМУ, 1999. – 184 с.
5. МКБ Х пересмотра
6. Интернет