Гиперкинетическое расстройство у детей F90 включает в себя нарушение активности и внимания F90.0 и гиперкинетическое расстройство поведения F90.1. Важно отметить, что в 90 % случаев выставляется диагноз F90.1. Таким образом, поведенческие проблемы ребенка являются основным местом приложения психотерапевтических вмешательств при оказании помощи детям с гиперкинетическими расстройствами.
Проблемное поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности включает в себя:
· протестные реакции (непослушание);
· дезорганизующее поведение (ребенок не слушает учителя, встает во время урока и ходит по классу);
· неадекватное поведение (ведет себя «как клоун»);
· агрессивное поведение (может ударить импульсивно, чаще в ответ на провокации других детей, не отдавая отчета в последствиях);
· делинквентное поведение (ребенка легко «подбить на плохое»);
· травмоопасное поведение (везде лезет, часто не сформировано чувство опасности).
Важно понимать, что указанные поведенческие проблемы обусловлены преимущественно биологическими факторами: функциональной незрелостью/недостаточностью мозга.
|
|
Социально-психологические факторы могут усилить проявление оппозиционных и агрессивных поведенческих реакций ребенка.
Изменив отношение родителей к проблемам ребенка, мы можем изменить поведение самого ребенка.
Европейские протоколы оказания медицинской помощи детям с гиперкинетическими расстройствами и проект протоколов МЗ РБ рассматривают психообразовательную работу с родителями в формате “первой линии” во всех случаях СДВГ.
Родители детей. страдающих гиперкинетическими расстройствами, нуждаются в ннформационной и психотерапевтической помощи. Проводимое нами исследование «семейного стресса» обнаружило в 70 % случаев наличие чувства социальной изоляции у родителей, в 60 % — чувства вины за «неправильное» воспитание детей. Родители не выдерживают упреков со стороны окружающих и в 50% случаев «срываются на крик» вместо терпеливого и спокойного объяснения.
Понимание причин дефицита внимания и гиперактивности родителями, «слабых» и «сильных» сторон данного расстройства, позволяют принять ребенка таким, какой он есть, с терпением и любовью помогать строить ему отношения с окружающим миром. Самое страшное. когда гиперактивный ребенок живет с ощущением, что с ним поступают “несправедливо”, когда он начинает верить, что он «плохой», когда даже собственные родители перестают верить в него. Тогда и формируется асоциальное расстройство личности.
Понимание родителями эмоциональных проблем ребенка и собственных эмоциональных трудностей формирует осознание того, что дети с гиперкинетическим расстройством нуждаются в помощи, постоянном контакте и защите с целью профилактики у них невротических расстройств, расстройств настроения и суицидального поведения. По данным наших исследований, у таких детей в 40 % случаев отмечается депрессивная симптоматика.
|
|
Внимание детей с гиперкинетическим расстройством невозможно развить никакими психологическими тренингами, его можно только мотивировать. Ребенка нужно уметь заинтересовать, увлечь. Когнитивные проблемы ребенка с гиперкинетическим расстройством можно сравнить со «слабой батарейкой» мозга. Его успехи в обучении, как и настроение, поведение напоминают «качели»: когда ребенок не выспался, устал, находится в плохом настроении его проблемы поведения и обучения в школе становятся более очевидными. Родителям важно иметь адекватные ожидания от успехов обучения такого ребенка в школе, помогать ему решать проблемы самоорганизации.
В научении эффективным приемам поведенческой терапии в воспитании родителям приходится понять, что гиперактивный ребенок крайне нетерпелив и живет по принципу «кусочка конфеты». Если предложить ему «кусочек конфеты немедленно» или «целую конфету через две минуты», он выберет «кусочек». Таким детям не хватает «гормонов радости», им часто бывает «скучно». Их надо чаще хвалить, поощрять. Наказывать их тоже надо, но за дело, лишая любимых занятий. И контролировать, формировать внешнее окружение, направлять их активность: «у бурной реки должны быть хорошие берега».
К сожалению, литературные источники по теме гиперкинетичесого расстройства у детей содержат самую противоречивую информацию. Отечественные учебники психиатрии по-прежнему склонны описывать «гипердинамический» синдром в рамках «резидуальных последствий раннего органического поражения ЦНС». Современные сайты Интернет-источников употребляют термин «дети-индиго», рассказывая об экстрасенсорных способностях этих детей и необычной ауре «фиалкового» цвета.
Накопилось достаточно убедительных научных данных, что нарушение активности и внимания — «семейное» расстройство. На вопрос: «В кого ребенок такой?» в 50-70 % случаев мы получаем ответ: «Папа (мама) были такими же шустрыми в детстве и имели проблемы обучения в школе». Адекватная информация о природе гиперкинетического расстройства помогает родителям не только понять истоки проблемного поведения ребенка, но и осознать причины собственных жизненных трудностей, привлечь свой опыт, снова поверить в своего ребенка и помочь ему.
Психообразовательная программа для родителей детей с гиперкинетическими расстройствами, организованная в формате групповых встреч, помогает родителям избавиться от ощущения «социального одиночества» в преодолении проблем поведения и обучения такого ребенка в школе, позволяет приобрести новый опыт эффективного взаимодействия с ребенком и школой, укрепляет ресурсами психологической поддержки.