Обоснование целесообразности психообразовательной программы для родителей детей с гиперкинетическими расстройствами

Гиперкинетическое расстройство у детей F90 включает в себя нарушение активности и внимания F90.0 и гиперкинетическое расстройство поведения F90.1. Важно отметить, что в 90 % случаев выставляется диаг­ноз F90.1. Таким образом, поведенческие проблемы ребенка являются ос­новным местом приложения психотерапевтических вмешательств при оказании помощи детям с гиперкинетическими расстройствами.

Проблемное поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности включает в себя:

· протестные реакции (непослушание);

· дезорганизующее поведение (ребенок не слушает учителя, встает во время урока и ходит по классу);

· неадекватное поведение (ведет себя «как клоун»);

· агрессивное поведение (может ударить импульсивно, чаще в ответ на провокации других детей, не отдавая отчета в последствиях);

· делинквентное поведение (ребенка легко «подбить на плохое»);

· травмоопасное поведение (везде лезет, часто не сформировано чувство опасности).

Важно понимать, что указанные поведенческие проблемы обуслов­лены преимущественно биологическими факторами: функциональной не­зрелостью/недостаточностью мозга.

Социально-психологические факторы могут усилить проявление оп­позиционных и агрессивных поведенческих реакций ребенка.

Изменив отношение родителей к проблемам ребенка, мы можем из­менить поведение самого ребенка.

Европейские протоколы оказания медицинской помощи детям с ги­перкинетическими расстройствами и проект протоколов МЗ РБ рассматривают психообразовательную работу с родителями в формате “первой линии” во всех случаях СДВГ.

Родители детей. страдающих гиперкинетическими расстройствами, ну­ждаются в ннформационной и психотерапевтической помощи. Проводи­мое нами исследование «семейного стресса» обнаружило в 70 % случаев наличие чувства социальной изоляции у родителей, в 60 % — чувства вины за «неправильное» воспитание детей. Родители не выдерживают упре­ков со стороны окружающих и в 50% случаев «срываются на крик» вме­сто терпеливого и спокойного объяснения.

Понимание причин дефицита внимания и гиперактивности родите­лями, «слабых» и «сильных» сторон данного расстройства, позволяют принять ребенка таким, какой он есть, с терпением и любовью помогать строить ему отношения с окружающим миром. Самое страшное. когда гиперактивный ребенок живет с ощущением, что с ним поступают “несправедливо”, когда он начинает верить, что он «плохой», когда даже собственные родители перестают верить в него. Тогда и формируется асоциальное расстройство личности.

Понимание родителями эмоциональных проблем ребенка и собст­венных эмоциональных трудностей формирует осознание того, что дети с гиперкинетическим расстройством нуждаются в помощи, постоянном контакте и защите с целью профилактики у них невротических рас­стройств, расстройств настроения и суицидального поведения. По данным наших исследований, у таких детей в 40 % случаев отмечается депрессив­ная симптоматика.

Внимание детей с гиперкинетическим расстройством невозможно развить никакими психологическими тренингами, его можно только мо­тивировать. Ребенка нужно уметь заинтересовать, увлечь. Когнитивные проблемы ребенка с гиперкинетическим расстройством можно сравнить со «слабой батарейкой» мозга. Его успехи в обучении, как и настроение, поведение напоминают «качели»: когда ребенок не выспался, устал, нахо­дится в плохом настроении его проблемы поведения и обучения в школе становятся более очевидными. Родителям важно иметь адекватные ожи­дания от успехов обучения такого ребенка в школе, помогать ему решать проблемы самоорганизации.

В научении эффективным приемам поведенческой терапии в воспитании родителям приходится понять, что гиперактивный ребенок крайне нетерпелив и живет по принципу «кусочка конфеты». Если предложить ему «кусочек конфеты немедленно» или «целую конфету через две минуты», он выберет «кусочек». Таким детям не хватает «гормонов радости», им часто бы­вает «скучно». Их надо чаще хвалить, поощрять. Наказывать их тоже на­до, но за дело, лишая любимых занятий. И контролировать, формировать внешнее окружение, направлять их активность: «у бурной реки должны быть хорошие берега».

К сожалению, литературные источники по теме гиперкинетичесого расстройства у детей содержат самую противоречивую информацию. Оте­чественные учебники психиатрии по-прежнему склонны описывать «гипердинамический» синдром в рамках «резидуальных последствий раннего органического поражения ЦНС». Современные сайты Интернет-источников употребляют термин «дети-индиго», рассказывая об экстрасенсорных способностях этих детей и необычной ауре «фиалкового» цвета.

Накопилось достаточно убедительных научных данных, что наруше­ние активности и внимания — «семейное» расстройство. На вопрос: «В кого ребенок такой?» в 50-70 % случаев мы получаем ответ: «Папа (мама) были такими же шустрыми в детстве и имели проблемы обучения в школе». Адекватная информация о природе гиперкинетического рас­стройства помогает родителям не только понять истоки проблемного по­ведения ребенка, но и осознать причины собственных жизненных трудно­стей, привлечь свой опыт, снова поверить в своего ребенка и помочь ему.

Психообразовательная программа для родителей детей с гиперкине­тическими расстройствами, организованная в формате групповых встреч, помогает родителям избавиться от ощущения «социального одиночества» в преодолении проблем поведения и обучения такого ребенка в школе, позволяет приобрести новый опыт эффективного взаимодействия с ре­бенком и школой, укрепляет ресурсами психологической поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: