Эффективность группой психообразовательной работы оценивается в целом, спустя 6 месяцев от начала работы с учетом того, что информационная работа занимает около 1 месяца и всегда нужно время для практического закрепления полученных знаний.
Для оценки эффективности используются оценочные шкалы Вандербиля (NICHQ Vanderbilt), приведенные в приложении к инструкциям.
Важно понимать, что СДВГ — «диагноз на годы». Если оценивать динамику составляющих его симптомов, то наилучший прогноз имеет гиперактивность (чрезмерная активность), которая проходит к 10-14 годам. С возрастом уменьшается и импульсивность (нетерпеливость). Нарушения внимания, затрагивающие проблемы самоорганизации, трудности в формулировке собственных мыслей и выполнении целенаправленных действий могут даже усугубляться с течением времени.
Поэтому мишенью для психотерапевтического воздействия в случае СДВГ являются сопутствующие поведенческие проблемы — реакции оппозиции, которые обусловлены биологической природой дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности и могут быть усилены в случае неадекваного воспитания: эмоциональных проблем самих родителей, непоследовательного воспитания, противоречивого воспитания, слишком жесткого воспитания и гиперопеки.
Оценочные шкалы Вандербиля (NICHQ Vanderbilt) содержат как шкалу оппозиционного поведения, так и шкалу школьной адаптации, по-этому могут бьпь рекомендованы для оценки эффективности психообразовательной для родителей по проблемам СДВГ (прил.).
Дополнительно для оценки эффективности групповой психообразовательной работы с родителями может быть использована предложенная нами шкала «семейного стресса» (см. приложение).
С целью повышении (эффективности психообразовательной работы для оценки и развития групповой динамики могут быть использованы предложенные нами шкалы эффективности каждого занятия (прил.).
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ