Мифы» СДВГ

Миф № 1:«Искусственно созданная проблема»

Важно понимать, что гиперкинетическое расстройство (СДВГ) медицинский диагноз. Распространенность гииеркинетического расстрой­ства у детей составляет 3-8 % в детской популяции. Таким образом, только в г. Минске таких детей должно насчитываться около 20 ООО. Официально на учете в Минском городском клиническом детском психоневрологиче­ском диспансере состоит более 500 детей. Очевидны проблемы недоста­точной информированности как родителей, так и педагогов в отношении данного диагноза и низкой мотивации родителей к обращению за помо­щью к детским психиатрам.

Гиперкинетическое расстройство представляет собой достаточно изученное заболевание. Первые описания СДВГ появились в начале XX века, а лечение впервые описано в 1937 г. Понимание этого расстройства развивалось с течением времени. В «Клинических лекциях по психиатрии детского возраста» Г. Е. Сухаревой (1955) клиническое описание СДВГ приведено в разделе психопатий, связанных с поражением головного моз­га на ранних этапах онтогенеза. «Бестормозные» дети характеризуются повышенной отвлекаемостью внимания, чрезвычайным непостоянством, изменчивостью интересов и жаждой новых впечатлений. У них страдает целенаправленность мыслительных процессов, поэтому суждения по­верхностны, поспешны и недостаточно последовательны. В их фантазиях есть элемент конфабуляции, хвастовство, бахвальство и нередко прямая ложь. Такие дети недостаточно критичны к собственному поведению, беспечны. Движения избыточны, быстры, угловаты, порывисты. Мелкие движения неточны, нередко отмечаются синкинезии, некоторые навязчи­вые движения (кусание ногтей, почесывания, сосание пальцев). Речь бы­страя, часто фонетически дефектная (легкая шепелявость, неточное про­изношение «р» и «л»). Неспособность к организованной систематической деятельности у таких детей становится причиной многочисленных кон­фликтов в школе. Хвастовство, ложь, непостоянство приводит к наруше­нию общения среди сверстников.

Развитие параклинических методов исследований нервной системы (ЭЭГ, М-Эхо, КТ головного мозга и др.) привело к введению в 60-х годах прошлого века в отношении «бестормозных детей» термина «минималь­ной мозговой дисфункции». Достаточно часто у таких детей обнаружива­ется рецидивирующая невротическая симптоматика в виде тиков, заика­ния, энуреза, энкопреза в сочетании с самыми разными изменениями со стороны нервной системы (незначительными отклонениями со стороны неврологического статуса, изменением активности ЭЭГ и др.). В настоя­щее время в научной литературе термин «минимальная мозговая дис­функция» занимает второстепенное положение, хотя еще продолжает фи­гурировать в клинической практике.

Диагноз «дефицита внимания» (Attention deficit disorder — ADD) пришел к нам из американской классификации психических и поведенче­ских расстройств DSM-III (1980).

Термин «нарушение активности и внимания» (Attention deficit hyper­activity Disorder— ADHD) стал употребляться в DSM-IV (1994).

Вместе с новым обозначением пришло принципиально новое пони­мание природы данного расстройства.

В 1960 г. доктор Stella Chess назвала гиперактивными детей, которые «выполняют любое действие быстрее обычного ребенка и/или находятся в постоянном движении» и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО связано с ЗПР (задерж­кой психического развития) или повреждением мозга, а может представ­лять «чрезвычайную степень вариации темперамента у ребенка», наслед­ственно обусловленную.

В 1974 г. Virginia Duglas указала на то, что основным в клинической картине гиперкинетического расстройства является НЕ гиперактивность (гипердинамический синдром), а дефицит внимания и импульсивность.

Имея определенную «слабость» нервной системы, наследственно обусловленную и/или приобретенную в результате воздействия перина­тальных вредностей, ребенок с СДВГ не в состоянии удерживать внима­ние как все другие дети. Желание такого ребенка подвигаться (покрутить головой, покачаться на стуле, повертеть что-то в руках, походить по клас­су и т. п.) может рассматриваться, как попытка включить мозг на новый цикл внимания.

Поэтому реализация двигательной активности ребенка с СДВГ явля­ется важным терапевтическим фактором. На деле же родители, педагоги пытаются ограничить двигательную активность такого ребенка на уроке и даже на перемене.

В настоящее время гиперкинетическое расстройство в МКБ-10 вы­ставляется тогда, когда школа и семья не справляются с проблемным по­ведением ребенка, длительность нарушений составляет более 6 месяцев и нарушения имели место до 7-летненго возраста.

Нарушения концентрации внимания наблюдаются с первых лет жиз­ни: «нужно повторять все четыре-пять раз, чтобы он понял … хотя, когда он что-то делает, видно, что он способный…».

В детском возрасте гиперактивность в сочетании с моторной нелов­костью часто проявляются отсутствием инстинкта самосохранения: такие дети могут постоянно бегать, лазить по деревьям, заборам, постоянно натыкаться на предметы, других детей. Каждый 5-й ребенок с СДВГ под­вергается хирургическим вмешательствам по поводу тяжелых травм как жертва несчастного случая.

Такому ребенку трудно научиться завязывать ботинки, застегивать пуговицы, рисовать, играть в мяч. Такие дети проливают или роняют еду, плохо жуют пищу. Настоящая проблема неразвитой моторики может выясниться только тогда, когда обнаруживается, что ребенок не может ус­пешно заниматься спортом.

Очевидные проблемы начинаются в школе. Недаром в постановке диагноза «Нарушение активности и внимания F90.0» и «Гиперкинетиче­ского расстройства поведения F90.1» врач-психиатр полагается на слова учителя и/или родителя.

Существуют определенные шкалы, которые содержат в себе характе­ристики дефицита внимания и гиперактивности, а так же сопутствующих проблем. Наиболее часто используемые:

- для педагогов — Connors Teacher’s Checklist, Vanderbilt Teacher’s Scale;

- для родителей — Connors Parent’s Checklist, Vanderbilt Parent’s Scale.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: