Миф № 1:«Искусственно созданная проблема»
Важно понимать, что гиперкинетическое расстройство (СДВГ) медицинский диагноз. Распространенность гииеркинетического расстройства у детей составляет 3-8 % в детской популяции. Таким образом, только в г. Минске таких детей должно насчитываться около 20 ООО. Официально на учете в Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере состоит более 500 детей. Очевидны проблемы недостаточной информированности как родителей, так и педагогов в отношении данного диагноза и низкой мотивации родителей к обращению за помощью к детским психиатрам.
Гиперкинетическое расстройство представляет собой достаточно изученное заболевание. Первые описания СДВГ появились в начале XX века, а лечение впервые описано в 1937 г. Понимание этого расстройства развивалось с течением времени. В «Клинических лекциях по психиатрии детского возраста» Г. Е. Сухаревой (1955) клиническое описание СДВГ приведено в разделе психопатий, связанных с поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза. «Бестормозные» дети характеризуются повышенной отвлекаемостью внимания, чрезвычайным непостоянством, изменчивостью интересов и жаждой новых впечатлений. У них страдает целенаправленность мыслительных процессов, поэтому суждения поверхностны, поспешны и недостаточно последовательны. В их фантазиях есть элемент конфабуляции, хвастовство, бахвальство и нередко прямая ложь. Такие дети недостаточно критичны к собственному поведению, беспечны. Движения избыточны, быстры, угловаты, порывисты. Мелкие движения неточны, нередко отмечаются синкинезии, некоторые навязчивые движения (кусание ногтей, почесывания, сосание пальцев). Речь быстрая, часто фонетически дефектная (легкая шепелявость, неточное произношение «р» и «л»). Неспособность к организованной систематической деятельности у таких детей становится причиной многочисленных конфликтов в школе. Хвастовство, ложь, непостоянство приводит к нарушению общения среди сверстников.
Развитие параклинических методов исследований нервной системы (ЭЭГ, М-Эхо, КТ головного мозга и др.) привело к введению в 60-х годах прошлого века в отношении «бестормозных детей» термина «минимальной мозговой дисфункции». Достаточно часто у таких детей обнаруживается рецидивирующая невротическая симптоматика в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза в сочетании с самыми разными изменениями со стороны нервной системы (незначительными отклонениями со стороны неврологического статуса, изменением активности ЭЭГ и др.). В настоящее время в научной литературе термин «минимальная мозговая дисфункция» занимает второстепенное положение, хотя еще продолжает фигурировать в клинической практике.
Диагноз «дефицита внимания» (Attention deficit disorder — ADD) пришел к нам из американской классификации психических и поведенческих расстройств DSM-III (1980).
Термин «нарушение активности и внимания» (Attention deficit hyperactivity Disorder— ADHD) стал употребляться в DSM-IV (1994).
Вместе с новым обозначением пришло принципиально новое понимание природы данного расстройства.
В 1960 г. доктор Stella Chess назвала гиперактивными детей, которые «выполняют любое действие быстрее обычного ребенка и/или находятся в постоянном движении» и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО связано с ЗПР (задержкой психического развития) или повреждением мозга, а может представлять «чрезвычайную степень вариации темперамента у ребенка», наследственно обусловленную.
В 1974 г. Virginia Duglas указала на то, что основным в клинической картине гиперкинетического расстройства является НЕ гиперактивность (гипердинамический синдром), а дефицит внимания и импульсивность.
Имея определенную «слабость» нервной системы, наследственно обусловленную и/или приобретенную в результате воздействия перинатальных вредностей, ребенок с СДВГ не в состоянии удерживать внимание как все другие дети. Желание такого ребенка подвигаться (покрутить головой, покачаться на стуле, повертеть что-то в руках, походить по классу и т. п.) может рассматриваться, как попытка включить мозг на новый цикл внимания.
Поэтому реализация двигательной активности ребенка с СДВГ является важным терапевтическим фактором. На деле же родители, педагоги пытаются ограничить двигательную активность такого ребенка на уроке и даже на перемене.
В настоящее время гиперкинетическое расстройство в МКБ-10 выставляется тогда, когда школа и семья не справляются с проблемным поведением ребенка, длительность нарушений составляет более 6 месяцев и нарушения имели место до 7-летненго возраста.
Нарушения концентрации внимания наблюдаются с первых лет жизни: «нужно повторять все четыре-пять раз, чтобы он понял … хотя, когда он что-то делает, видно, что он способный…».
В детском возрасте гиперактивность в сочетании с моторной неловкостью часто проявляются отсутствием инстинкта самосохранения: такие дети могут постоянно бегать, лазить по деревьям, заборам, постоянно натыкаться на предметы, других детей. Каждый 5-й ребенок с СДВГ подвергается хирургическим вмешательствам по поводу тяжелых травм как жертва несчастного случая.
Такому ребенку трудно научиться завязывать ботинки, застегивать пуговицы, рисовать, играть в мяч. Такие дети проливают или роняют еду, плохо жуют пищу. Настоящая проблема неразвитой моторики может выясниться только тогда, когда обнаруживается, что ребенок не может успешно заниматься спортом.
Очевидные проблемы начинаются в школе. Недаром в постановке диагноза «Нарушение активности и внимания F90.0» и «Гиперкинетического расстройства поведения F90.1» врач-психиатр полагается на слова учителя и/или родителя.
Существуют определенные шкалы, которые содержат в себе характеристики дефицита внимания и гиперактивности, а так же сопутствующих проблем. Наиболее часто используемые:
- для педагогов — Connors Teacher’s Checklist, Vanderbilt Teacher’s Scale;
- для родителей — Connors Parent’s Checklist, Vanderbilt Parent’s Scale.