double arrow

Важно отметить, что природа СДВГ остается недостаточно изученной

Наиболее популярными в настоящее время являются две модели: де­фицита энергетических ресурсов и дефицита управляющих «лобных» функций, которые касаются реализации исполнительских функций (самостоятельно направляемых действий).

Ключевым моментом теории дефицита “лобных” функций R.A. Barkley (1997) является «дефицит запрещающего поведения», который при­водит к неспособности ребенка с СДВГ сдерживать и откладывать ответ­ные реакции на внешние стимулы.

Основное положение модели дефицита энергетических функций J. Sergeant (2000) заключается в том, что несовершенство механизмов за­прещающего действия зависит от энергетического (биоэнергетического, медиаторного) статуса ребенка.

Одной из ключевых теорий СДВГ рассматривается функциональная слабость дофаминовых структур мозга.

Как известно, обмен дофамина обеспечивает:

· отбор наиболее значимых сигналов, поступающих в центральную нервную систему с периферии;

· мотивацию и удержание внимания;

· регуляцию сложных движений;

· переживание удовольствия.

Важно понимать, что ребенок с СДВГ — «социальный инвалид по биологическим причинам»: он знает, как вести себя правильно, но не мо­жет это осуществить. И его нельзя за это ругать.

В настоящее время стандартом лечения СДВГ, наряду с психообра­зованием, во многих странах являются препараты группы психостимуля­торов.

Психостимуляторы эффективны в 80 % случаев, но не решают про­блему созревания мозга, а позволяют лишь «выиграть время». Ребенок с СДВГ получает равные шансы в жизни по сравнению со здоровыми деть­ми и начинает заново выстраивать свои адекватные отношения с окру­жающими. Назначение психостимуляторов проводится только под стро­гим контролем врача-психиатра с учетом показаний.

Назначение психостимуляторов при тяжелых формах СДВГ имеет свои «плюсы» и «минусы». Важно понимать, что назначение психостиму­ляторов — достаточно легкий путь решения проблем поведения и обуче­ния такого ребенка в школе. Но этот путь не может заменить процесс вос­питания.

Миф № 3: «Это перерастет…»

До недавнего времени считалось, что гиперкинетическое расстрой­ство — «детский» диагноз.

Гипердинамический синдром действительно «уходит» с возрастом 10-14 лет. Дефицит внимания обычно сохраняется и даже может нарастать. Подросток может сказать, что испытывает трудности в формулировке сво­их мыслей, чувств, он всегда опаздывает. Импульсивность (нетерпеливость) также сохраняются, хотя с развитием сознания, сдерживающих на­чал, она не столь очевидна: дождаться своей очереди уже возможно.

В 40-50 % случаев диагноз переходит во взрослую жизнь.

DSM-V предлагает следующие критерии СДВГ у взрослых.

А. Имеется шесть и более симптомов, присутствующих более 6 ме­сяцев:

· принятие решений неосознанно и импульсивно;

· сложно останавливать свои действия и поведение когда необхо­димо;

· начало выполнения задания, не читая и не выслушивая указаний внимательно;

· сложно сдерживать обещания;

· сложно выполнять что-то в правильном порядке;

· экстремальное вождение;

· «витание в облаках», когда нужно сконцентрироваться;

· трудно планировать наперед или подготавливаться к предстоящим событиям;

· невозможность заниматься неинтересным занятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: