Проблемы обучения в школе и их решение

Средний возраст обращения за медицинской помощью детей с СДВГ — 3 года 8 месяцев (Barkley, 2007). Однако в наибольшей степени симптомы СДВГ проявляют себя в школе. По нашим данным, обращение за помощью приходится в основном на возраст 6-8 лет.

Обучение в школе требует длительного сосредоточения внимания, достаточно развитого произвольного внимания, способностей восприятия информации визуально и на слух и, наконец, ограничения двигательной активности во время урока. Безусловно, клинические проявления СДВГ нарушают процесс обучения и приводят к недостаточному усвоению школьной программы.

Родителям и педагогам важно иметь адекватные ожидания от ребен­ка с СДВГ и учитывать его проблемы самоконтроля и самоорганизации.

Важно усаживать такого ребенка только за первой партой, чтобы была возможность контролировать его во время урока, только со спокойным ребенком или одного, проверять как он записал домашнее задание или за­писывать его самому.

Успеваемость ребенка с СДВГ сильно зависит от его настроения, от усталости, даже от погоды, от того выспался он или нет. «Качели» на­строения определяют «качели» успеваемости. И с этим можно только смириться и помочь ребенку. Например, спрашивать в начале урока.

Около 40-50 % детей с СДВГ имеют сопутствующие проблемы с обучением письму, чтению и математике (у каждого свои).

Вторичные проблемы СДВГ — заниженная самооценка и социальная изоляция. Такие дети крайне нетерпеливы, поэтому могут «тянуть» руку для ответа даже тогда, когда не совсем выучили урок. Они очень подвиж­ны и создается впечатление, что «их слишком много», «они заполняют собой все пространство». У них не сформировано чувство дистанции, по­этому они могут задавать бестактные вопросы учителю, гримасничать, показывать язык и становиться предметом насмешек других детей. Они крайне импульсивны и одновременно чувствительны к своему личному пространству, могут отвечать на провокации других детей непредсказуе­мой агрессией. Их могут постоянно ругать, говорить «ты плохой» и часто они начинают в это верить.

Эффективность психолого-педагогических мероприятий по отношению к ребенку с СДВГ в школе определяется:

· верой учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;

· сотрудничеством и эффективными коммуникациями между учи­телями и родителями;

· эффективным командным взаимодействием между врачами, учи­телями, администрацией школы, школьными психологами и родителями;

· образованностью учителя в отношении СДВГ;

· сотрудничеством и взаимопомощью учителей друг другу.

Если мы даем рекомендации родителям: «Идите в школу после 7 лет: чем позже, тем лучше…», «Не думайте о следующих 5-ти годах… Вы сведете себя с ума, думая о том, как будет вести себя ваш ребенок в его взрослой жизни…», рекомендации учителям другие: «Подумайте о подго­товке ребенка к его взрослой жизни…».

Построить позитивные отношения учителя с ребенком помогут:

· ежедневное личное приветствие;

· использование разных возможностей для сближения: «Как на­строение?», «Как прошли выходные?»;

· внимательное отношение к ребенку, доброта, поддержка;

· избегание унижающей критики, некорректных форм высказыва­ний замечаний;

· эмоциональное, захватывающее проведение уроков с привлечени­ем к активному участию детей с СДВГ.

· важно подмечать и указывать на успехи ребенка перед классом;

Сотрудничество между учителем и родителями является основным условием успеха обучения ребенка с СДВГ в школе:

· должно быть ежедневным в случае СДВГ;

· ставить целью ПОМОЧЬ ребенку, а не обвинить его;

· важно уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях;

· стараться поддерживать авторитет школы.

Важно помнить, что поведение детей с СДВГ определяется не столь­ко сознанием, сколько внешним окружением. Учитель должен стать архи­тектором внешнего окружения:

- ребенок с СДВГ должен сидеть как можно ближе к учителю, по­дальше от отвлекающих вещей (окна, шкафа с учебными принадлежно­стями); самая частая ошибка — посадить за последнюю парту: «пускай делает, что хочет, лишь бы не мешал»; необходимо обеспечить КОНТРОЛЬ за выполнением задания.

Уменьшение проблем с невнимательностью:

- ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказ­ках для направления поведения в нужное русло, можно использовать пик­тограммы «будь внимательнее», «работай» и др.); важна просто физиче­ская близость учителя, лучше невербальные знаки физического присутст­вия (погладить, похлопать по плечу);

- давать возможность ребенку с СДВГ подвигаться во время урока: «принеси журнал», «подай мел», «вытри с доски», «полей цветы».

Проблемы на уроке у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрировать внимание, а потому, что им тяжело удерживать внимание не неинтересном для них.

Для привлечения внимания используется яркий раздаточный материал музыкальное сопровождение, формат мультимодальной проекции, компьютер, проекция лазерной указки и т. п. Важно давать адекватные порции информации: не все сразу, чтобы не вызвать перевозбуждения у ребенка. Диалог с ребенком должен быть активным, ребенку с СДВГ осо­бенно важен контакт. Фактор новизны, элемент сюрприза, постоянное по­ощрение ребенка похвалой требуют от педагога дополнительных творче­ских усилий, но это единственный путь в преодолении проблем невнима­тельности и чрезмерной активности ребенка с СДВГ.

Продуктивность обучения детей с СДВГ определяется их хорошим настроением. Поощрениями могут быть устная похвала, комплимент, жест поощрения, жетоны поощрения «из кармана учителя», аплодисмен­ты класса, «смайлики» в дневник, «штампики» за хорошее поведение и т. п. Важна похвала родителям: письменная в дневник, по телефону, на родительском собрании.

Необходимо научиться «ловить» ребенка с СДВГ на хорошем пове­дении.

Важно предупредить негативные реакции со стороны одноклассни­ков и не создавать ощущения «особого статуса» ребенка с СДВГ, объяс­нить другим детям, что ребенок с СДВГ не «бестолковый», а имеет труд­ности и ему надо помочь.

Важно понимать, что проблемы СДВГ становятся очевиднее, когда ребенок устал и тогда необходима смена деятельности, индивидуальное задание: «отгадай загадку», «сложи картинку» и т. п.

Как правило, в моменты напряжения дети с СДВГ прибегают к сте­реотипным действиям: начинают грызть ногти, раздирают себя, сосут пальцы, ручки, даже мастурбируют. Поэтому важно разрешить им на уро­ке иметь в руках ластик, резиновое кольцо, четки и т. п.

Внимание ребенка с СДВГ значительно лучше в ситуации «один на один», поэтому для таких детей должны быть предусмотрены дополни­тельные индивидуальные занятия.

Обучение на дому ребенка с СДВГ является крайней мерой: с одной стороны, результаты успеваемости могут стать лучше, но будет страдать процесс социализации ребенка, который и так нарушен. Показанием для обучения на дому являются тяжелые формы СДВГ в сочетании с неблаго­получной семьей (асоциальной, диссоциальной).

Перевод в другую школу не решает проблем ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: