Средний возраст обращения за медицинской помощью детей с СДВГ — 3 года 8 месяцев (Barkley, 2007). Однако в наибольшей степени симптомы СДВГ проявляют себя в школе. По нашим данным, обращение за помощью приходится в основном на возраст 6-8 лет.
Обучение в школе требует длительного сосредоточения внимания, достаточно развитого произвольного внимания, способностей восприятия информации визуально и на слух и, наконец, ограничения двигательной активности во время урока. Безусловно, клинические проявления СДВГ нарушают процесс обучения и приводят к недостаточному усвоению школьной программы.
Родителям и педагогам важно иметь адекватные ожидания от ребенка с СДВГ и учитывать его проблемы самоконтроля и самоорганизации.
Важно усаживать такого ребенка только за первой партой, чтобы была возможность контролировать его во время урока, только со спокойным ребенком или одного, проверять как он записал домашнее задание или записывать его самому.
Успеваемость ребенка с СДВГ сильно зависит от его настроения, от усталости, даже от погоды, от того выспался он или нет. «Качели» настроения определяют «качели» успеваемости. И с этим можно только смириться и помочь ребенку. Например, спрашивать в начале урока.
Около 40-50 % детей с СДВГ имеют сопутствующие проблемы с обучением письму, чтению и математике (у каждого свои).
Вторичные проблемы СДВГ — заниженная самооценка и социальная изоляция. Такие дети крайне нетерпеливы, поэтому могут «тянуть» руку для ответа даже тогда, когда не совсем выучили урок. Они очень подвижны и создается впечатление, что «их слишком много», «они заполняют собой все пространство». У них не сформировано чувство дистанции, поэтому они могут задавать бестактные вопросы учителю, гримасничать, показывать язык и становиться предметом насмешек других детей. Они крайне импульсивны и одновременно чувствительны к своему личному пространству, могут отвечать на провокации других детей непредсказуемой агрессией. Их могут постоянно ругать, говорить «ты плохой» и часто они начинают в это верить.
Эффективность психолого-педагогических мероприятий по отношению к ребенку с СДВГ в школе определяется:
· верой учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;
· сотрудничеством и эффективными коммуникациями между учителями и родителями;
· эффективным командным взаимодействием между врачами, учителями, администрацией школы, школьными психологами и родителями;
· образованностью учителя в отношении СДВГ;
· сотрудничеством и взаимопомощью учителей друг другу.
Если мы даем рекомендации родителям: «Идите в школу после 7 лет: чем позже, тем лучше…», «Не думайте о следующих 5-ти годах… Вы сведете себя с ума, думая о том, как будет вести себя ваш ребенок в его взрослой жизни…», рекомендации учителям другие: «Подумайте о подготовке ребенка к его взрослой жизни…».
Построить позитивные отношения учителя с ребенком помогут:
· ежедневное личное приветствие;
· использование разных возможностей для сближения: «Как настроение?», «Как прошли выходные?»;
· внимательное отношение к ребенку, доброта, поддержка;
· избегание унижающей критики, некорректных форм высказываний замечаний;
· эмоциональное, захватывающее проведение уроков с привлечением к активному участию детей с СДВГ.
· важно подмечать и указывать на успехи ребенка перед классом;
Сотрудничество между учителем и родителями является основным условием успеха обучения ребенка с СДВГ в школе:
· должно быть ежедневным в случае СДВГ;
· ставить целью ПОМОЧЬ ребенку, а не обвинить его;
· важно уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
· стараться поддерживать авторитет школы.
Важно помнить, что поведение детей с СДВГ определяется не столько сознанием, сколько внешним окружением. Учитель должен стать архитектором внешнего окружения:
- ребенок с СДВГ должен сидеть как можно ближе к учителю, подальше от отвлекающих вещей (окна, шкафа с учебными принадлежностями); самая частая ошибка — посадить за последнюю парту: «пускай делает, что хочет, лишь бы не мешал»; необходимо обеспечить КОНТРОЛЬ за выполнением задания.
Уменьшение проблем с невнимательностью:
- ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказках для направления поведения в нужное русло, можно использовать пиктограммы «будь внимательнее», «работай» и др.); важна просто физическая близость учителя, лучше невербальные знаки физического присутствия (погладить, похлопать по плечу);
- давать возможность ребенку с СДВГ подвигаться во время урока: «принеси журнал», «подай мел», «вытри с доски», «полей цветы».
Проблемы на уроке у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрировать внимание, а потому, что им тяжело удерживать внимание не неинтересном для них.
Для привлечения внимания используется яркий раздаточный материал музыкальное сопровождение, формат мультимодальной проекции, компьютер, проекция лазерной указки и т. п. Важно давать адекватные порции информации: не все сразу, чтобы не вызвать перевозбуждения у ребенка. Диалог с ребенком должен быть активным, ребенку с СДВГ особенно важен контакт. Фактор новизны, элемент сюрприза, постоянное поощрение ребенка похвалой требуют от педагога дополнительных творческих усилий, но это единственный путь в преодолении проблем невнимательности и чрезмерной активности ребенка с СДВГ.
Продуктивность обучения детей с СДВГ определяется их хорошим настроением. Поощрениями могут быть устная похвала, комплимент, жест поощрения, жетоны поощрения «из кармана учителя», аплодисменты класса, «смайлики» в дневник, «штампики» за хорошее поведение и т. п. Важна похвала родителям: письменная в дневник, по телефону, на родительском собрании.
Необходимо научиться «ловить» ребенка с СДВГ на хорошем поведении.
Важно предупредить негативные реакции со стороны одноклассников и не создавать ощущения «особого статуса» ребенка с СДВГ, объяснить другим детям, что ребенок с СДВГ не «бестолковый», а имеет трудности и ему надо помочь.
Важно понимать, что проблемы СДВГ становятся очевиднее, когда ребенок устал и тогда необходима смена деятельности, индивидуальное задание: «отгадай загадку», «сложи картинку» и т. п.
Как правило, в моменты напряжения дети с СДВГ прибегают к стереотипным действиям: начинают грызть ногти, раздирают себя, сосут пальцы, ручки, даже мастурбируют. Поэтому важно разрешить им на уроке иметь в руках ластик, резиновое кольцо, четки и т. п.
Внимание ребенка с СДВГ значительно лучше в ситуации «один на один», поэтому для таких детей должны быть предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия.
Обучение на дому ребенка с СДВГ является крайней мерой: с одной стороны, результаты успеваемости могут стать лучше, но будет страдать процесс социализации ребенка, который и так нарушен. Показанием для обучения на дому являются тяжелые формы СДВГ в сочетании с неблагополучной семьей (асоциальной, диссоциальной).
Перевод в другую школу не решает проблем ребенка.