«Ленивые», «непоседы», «тупые», «без тормозов» дети с СДВГ представляют собой группу риска по всем видам девиантного поведения. В силу биологической природы СДВГ такие дети склонны к реакциям протеста. Они не могут испытывать длительного напряжения (фрустрации), они крайне импульсивны, нетерпеливы, склонны к вербальной и физической агрессии. Но если разбираться в каждом конкретном случае, кто виноват в драке или конфликте, чаще всего оказывается, что виноваты другие дети.
Их лучше «не трогать», потому что их реакции могут быть непредсказуемы. Их активность надо направлять. Рядом всегда должен быть взрослый, потому что другие дети часто провоцируют агрессию.
Дети с СДВГ живут с ощущением, что с ними поступают несправедливо. Из них реально часто делают «козлов отпущения». Их трудно любить, но надо любить… строптивых, неугомонных, с повышенным чувством справедливости.
Важно не забывать, что самым главным стимулом выработки желательного поведения с позиции бихевиорального подхода является любовь, особенно любовь родителей. Любовь и терпение, а еще контроль…
|
|
Дети с СДВГ в раза чаще экспериментируют с наркотиками как в силу конфликтных отношений с окружающим миром, так и в силу «дефицита удовольствия», обусловленного дефицитом дофамина.
Дети с СДВГ крайне доверчивы в силу своей инфантильности, их легко можно «подбить на плохое».
Утраченный инстинкт самосохранения, занятие экстремальными видами деятельности в поисках адреналина обуславливает еще одну метафору СДВГ — «смерть от несчастного случая».
Поэтому важно формировать их окружение, направлять в спорт не ради спортивных достижений (здесь они редко добиваются успехов в силу моторной неловкости, крайней отвлекаемости на занятиях и нетерпеливости). Спорт способен развить самоорганизацию. Такими детьми надо заниматься.
Важно понимать, что основным условием перехода проблем дефицита внимания и гиперактивности в поведенческие проблемы является не столько тяжесть расстройства, сколько неблагополучная семейная обстановка:
- неадекватное воспитание (несогласованное, непоследовательное, не учитывающее особенностей ребенка);
- безнадзорность, асоциальный пример в случае неполной, асоциальной или дисфункциональной семьи.
Коррекция поведенческих проблем СДВГ всегда требует семейной и поведенческой психотерапии.