Основы поведенческой терапии

Эффективность поведенческой терапии в комплексном подходе ока­зания помощи детям с СДВГ определяется тем, что поведение является основной жалобой и основным местом приложения усилий родителей, педагогов и медицинских специалистов с целью его изменения.

Поведенческая терапия детей с СДВГ определяется принципом: «Ни одно лекарство не может воспитать ребенка».

Родителям и педагогам важно понимать, что воспитательные меро­приятия эффективны только тогда, когда с ребенком налажены позитив­ные отношения, когда ребенок ощущает себя любимым и принимаемым, когда любовь окружающих способна стать стимулом изменения поведе­ния. Любовь, но не наказание…

Дети с СДВГ мало восприимчивы к наказаниям, но хорошо отклика­ются на похвалу, поощрения. Любимыми поощрениями для них являются просмотр телевизора, мультфильмов, игра в компьютере (не более 20-40 минут в зависимости от возраста), сотовый телефон, прогулки на воздухе, деньги на личные расходы.

Наказывать тоже надо лишением тех же привилегий. Соотношение похвалы и наказания должно составлять 5: 1.

Примеры желательного поведения, которое нуждается в вознаграж­дении для ребенка младшего школьного возраста:

· вовремя утром вышел из дома в школу;

· не получил замечания в дневник за поведение;

· вовремя и качественно выполнил домашнее задание;

· выполнил указание родителей с первого раза;

· повесил свою одежду в нужном месте;

· не дрался с сестрой в течение дня;

· вечером без напоминания собрал портфель в школу;

· вечером самостоятельно, без напоминания пошел спать (до 22.00 в дни перед школой; до 23.00 в пятницу и субботу).

Повышение мотивации желательного поведения у ребенка может на 50 % уменьшить его поведенческие проблемы. Важно понимать, что дети с СДВГ хотят вознаграждения немедленно, они часто предпочитают не качество, а количество.

«Тайм-аут» — эффективный прием поведенческой терапии, который определяется патогенетическими механизмами СДВГ. Как известно, дети с СДВГ крайне нетерпеливы и всегда хотят добиться своего. Кроме того, они склонны к «зацикливаниям» на своем желании, эмоциях, мотивах по­ведения в моменты перевозбуждения. Тогда пытаться договориться с ни­ми становится невозможным и бесполезным. Надо дать им «тайм-аут»: пусть успокоятся, отдохнут. Время «тайм-аута» определяется 2 минуты х возраст в годах. Место «тайм-аута» лучше определять в комнате, где при­сутствует взрослый, который может проконтролировать, чтобы ребенок ничего не делал в это время, а просто сидел на стуле или в кресле. Ма­леньких детей во время «тайм-аута» рекомендуется брать на колени и вместе с ними сидеть на стуле или в кресле отведенное время. Недопус­тимы «тайм-ауты» в темной комнате, где ребенку просто будет страшно.

Ребенок с СДВГ имеет проблему самоконтроля, поэтому нуждается в значительно большем внешним контроле и руководстве поведением в сравнении со сверстниками (даже в школьном возрасте не пускать гулять одних).

Поведение детей с СДВГ определяется в большей степени внешним окружением, чем внутренними правилами, потому первостепенно важным является организация внешнего окружения (шоколад прятать, компьютер вынести).

Ребенок с СДВГ имеет трудности в предвидении последствий своих действий, ему нужна система частых и четких внешних руководств и правил.

Для детей с СДВГ особенно важно:

1. структурирование окружения, режим дня;

2. мониторинг времени: использование таймера;

3. не должно быть полной свободы (присутствие родителей или дру­гих взрослых постоянно);

4. окружение должно оставлять возможность «выпустить пар», реа­лизовать двигательную активность;

5. окружение должно быть безопасным (предвидеть возможные по­следствия гиперактивности);

6. важно давать короткие, понятные, однозначные указания (недо­пустимы: «а не мог бы ты…»);

7. непосредственный контакт (не с кухни: «принеси мне…», а ви­деть, что он слышит вас);

8. говорить один раз, максимум два, потом применять штрафы;

9. оповещать предварительно: «тебе осталось 5 минут…»;

10. наказывать после невыполнения указания без унижения ребенка.

В начальной школе родителям рекомендуется вести специальныйдневник (при условии контакта с учителем):

День Урок
Внимание          
Активность          
Поведение          

Оценивается учителем в баллах: 0 — плохо; 1 —удовлетворительно; 2 — хорошо; 3 — отлично.

В старших классах родителям рекомендуется другой специальный дневник:

    День недели
         
Внимание          
Активность          
Поведение          

Оценивается учителем в баллах: 0 — плохо; 1 —удовлетворительно; 2 —хорошо; 3 — отлично.

Достигается договоренность об определенных привилегиях после школы (сладости, поход в развлекательный центр или в парк и т. п.).

Система наказаний с целью воспитания, определяемая родителем или педагогом, должна учитывать серьезность поведенческого проступка: при минимальном нарушении поведения можно не обратить внимания или предупредить; при повторном или серьезном нарушении — наказать (спо­койно, твердо, без лишних эмоций). Например: «исправительные работы» после урока, «домашний арест». Замечание в дневник не является эффек­тивным методом, т. к. приводит только к негативным последствиям дома.

Без наказания нельзя оставлять драки, обман, воровство.

Агрессивное поведение требует детального анализа и определения факторов, которые провоцируют такое поведение в каждом конкретном случае

Помощь родителям в формировании адекватной самооценки у детей является важной составляющей поведенческой терапии.

Формированию неадекватной самооценки способствуют:

· постоянная критика ребенка;

· идеализация ребенка: «ты — самый лучший»;

· осуждение ребенка, навешивание на него ярлыков, негативное восприятие ребенка;

· запугивание утратой любви: «будешь так себя вести себя даль­ше — сдадим в интернат»;

· сравнение с другими детьми;

· разочарование в ребенке;

· отсутствие помощи ребенку в его трудностях.

Родителям и педагогам важно осознать и исключить указанные мо­менты воспитания, которые способствуют формированию неадекватной самооценки: как заниженной, так и завышенной.

Формированию адекватной самооценки способствуют:

· безусловное принятие ребенка;

· вера в него;

· похвала, своевременная и от всего сердца;

· отсутствие осуждения: «ты плохой»;

· помощь ребенку в осознании важности каждого человека (инди­видуальности), принятии недостатков других без осуждения и критики;

· помощь ребенку в осознании того, что люди могут помогать друг другу;

· осознание и развитие способностей ребенка, помощь в самореали­зации;

· помощь в преодолении трудностей;

· помощь ребенку в принятии, как успехов, так и неудач.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: