Зависимость от психоактивных веществ
И ее профилактика
Практическое и учебное пособие для педагогов, психологов, врачей, работников правоохранительных органов, родителей, журналистов
г.Оренбург - 2006
Пособие раскрывает общечеловеческую сущность такого свойства личности, как ее зависимость, обусловленную стремлением испытать необычные ощущения и состояния. Описываются привычки и влечения к действиям, не связанным с употреблением химических веществ, излагаются психологические основы формирования поведения, зависимого от употребления алкоголя и наркотиков. Предлагается комплекс подходов к профилактике химических зависимостей и даются рекомендации по индивидуальной, групповой и массовой наркопрофилактической работе.
Знания такого рода исключительно важны для обучения и самообразования – прежде всего учителей, врачей, воспитателей, родителей, психологов.
Авторы пособия:
В.А.Дереча - проректор ОрГМА по лечебной работе, доктор мед.наук, профессор, зав.кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии с курсом общей психологии, заслуженный врач РФ.
|
|
В.В.Карпец – главный нарколог Приволжского федерального округа, главный врач ООКНД, ассистент кафедры пстхиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ОрГМА, заслуженный врач РФ.
В.В.Постнов – ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ОрГМА, заместитель главного врача по детско-подростковой наркологической службе ООКНД, главный внештатный детский нарколог Оренбургской области, к.м.н..
Т.П.Патутина – заместитель гл.врача ООКНД по сети.
Г.И.Дереча – ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ОрГМА, к.м.н..
Печатается по решению Центрального методического совета Оренбургской государственной медицинской академии и Экспертного совета ГУЗО и ГУО
По вопросам профилактики наркотизма
Надежная прививка против нарконаправленного
Поведения – надежное воспитание
«Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы
чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже нуждался бы в починке»
Д.Писарев
Нет, по всей видимости, родителей, которые не желали своим детям всегда быть здоровыми, умными и счастливыми. Однако хорошо известно, что одного желания мало. Недостаточно также старания самих родителей и их труда. Что-то малозаметное, но большое и важное они должны передать своим детям. И не просто передать, а вложить в них буквально с первых лет жизни. Только тогда можно будет надеяться, что сын или дочь смогут преодолевать трудности и выстоять против соблазнов приобщиться к курению, алкоголю или наркотикам.
|
|
Об этой проблеме, ставшей явной угрозой для всей нашей страны, пишется и говорится много. Однако при этом редко подаются точные, выверенные научные знания. А они необходимы каждому родителю, каждому учителю и воспитателю.
Приведенная ниже информация соответствует научным данным отечественной и зарубежной наркологии.
Человек – существо слушком психологическое и данный факт необходимо учитывать еще до рождения ребенка – в какой психологической атмосфере он будет расти и модель какого образа жизни он будет впитывать с раннего детства. Сценарий судьбы на 60-70% пишется в первые 6-7 лет жизни и будущая личность закладывается преимущественно под влиянием семьи, значимых лиц из ближайшего окружения. Даже брошенность ребенка или предоставление ему бесконтрольной свободы – это тоже влияние. Поэтому, если родителям не безразлична судьба их ребенка, им следует позаботиться о правильных межличностных с ним отношениях и о том, чтобы уже к 4-6 годам дети по-своему знали бы смысл и цель своей жизни.
В последние годы многие семьи оказались безоружными и беззащитными против нашествия наркотизма и алкоголизма. И у нас, и за рубежом пристрастие к психоактивным веществам долгое время рассматривалось преимущественно с точки зрения организменной предрасположенности: пытались найти биологическую и психологическую основу личности будущего пьяницы или наркомана. В конце концов возобладало мнение, что такая основа – это любой человек сам по себе. Дело не в каких-то природных свойствах, а в том, какой образ жизни усвоен и какая заложена в сознании долгосрочная поведенческая программа.
К концу 20-го века изменилась направленность в изучении причин зависимостей от психоактивных веществ: акцент был сделан на анализе воспитания и поведения. И такой подход выявил важные причинные закономерности. Оказалось, что наибольшее значение имеют отношения с родителями и со сверстниками. Был выявлен целый спектр факторов, создающих риск и повышающих вероятность пристрастия к алкоголю и (или) наркотикам. Такими факторами риска являются:
- отсутствие дружбы и близости с родителями;
- нарушение самими родителями положительных норм поведения и здорового образа жизни;
- слабый родительский контроль за детьми и низкая дисциплина в семье в целом;
- отсутствие у родителей веры в успешность учебы и поведения своих детей;
- одобрение семьей употребления ребенком психоактивных веществ или безразличное к этому отношение (начинается все с малого - с курения);
- наличие в семье и (или) в группе сверстников «модели» и «образца» для подражания (в курении табака или «травки», в употреблении алкоголя и т.д.);
- слабый для ребенка авторитет родителей и более сильное на него влияние сверстников; и (или) телевидения и других современных средств массовой информации (СМИ);
- отрицательные или конфликтные отношения родителей со сверстниками своего ребенка;
- наличие у одного или обоих родителей пристрастия к курению, алкоголизации и тем более – к наркотизации.
Очевидно, что данные факторы являются взаимоусиливающими и наличие любого одного из них неизбежно влечет за собою другие, погружая незрелую и хрупкую личность ребенка в разрушающую психологическую атмосферу. Поэтому в характере и в самой личности ко времени подросткого периода обнаруживается множество признаков отклонения, искажения, повреждения. Установлено, что наибольшую роль в приобщении к алкоголю и наркотикам играют:
|
|
- низкая духовность, слабость или отсутствие здоровых идеалов, возвышенных интересов, недостаточная религиозность;
- неуважение к пожилым и взрослым;
- критицизм и отрицательное отношение к школе, культуре, морали, законам, отчуждение от них;
- повышенная потребность в удовольствиях, новых впечатлениях и острых ощущениях, неспособность найти радость в учебе и труде;
- чрезмерное стремление к «самостоятельности» и независимости;
- слабохарактерность и подчиняемость сверстникам;
- безразличие и терпимость к отклоняющемуся поведению у других;
- безразличие к собственным успехам и достижениям, отсутствие стремления чего-то добиться в своей жизни;
- пониженное настроение, заниженная самооценка, нервозность, импульсивность, неуравновешенность.
Общим знаменателем и результатом названных причинных факторов является более или менее выраженная неприспособленность к жизни, та или иная степень неудовлетворения – у каждого по-своему. Именно это (чаще совершенно не осознаваемое) чувство неудовлетворенности собою и своей жизнью или отдельными ее сторонами ведет к нарконаправленному поведению.
Случайных приобщений не бывает – ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни даже к курению табака! Все закономерно!!! И нарконаправленное поведение является драматической (и даже трагической) попыткой найти гармонию с самим собою и с миром сим. Однако изложенные выше условия закладывают иную судьбу, в которой нет места гармонии и подлинным радостям. Поэтому попытки найти себя и свою жизнь с помощью психоактивных веществ – это попытки неконструктивные в самой своей сути. Тем более, что первые пробы превращаются незаметно для употребляющего в пагубные привычки и в зависимость. Личность, да и весь организм, становятся пленниками, а дальнейший поведенческий профиль обуславливается уже, главным образом, патологической программой. И не стоит тешить себя, например, тем, что «заядлый» курильщик – это все-таки не алкоголик, и тем более – не наркоман. Все это, как говорится, ягоды из одного сада. А чтобы получить здоровый «урожай», необходимо, как известно, приложить много труда, а также знаний по научному возделываю «почвы».
|
|