Диагноз того или иного варианта аутистических расстройств ставится врачом-детским психиатром или психоневрологом. Официальным основанием для такого диагноза должны служить критерии МКБ-10, однако на практике использование этих критериев сталкивается со значительными трудностями. Так, при формальном подходе основные критерии аутизма (социальная дезадаптация, стереотипные формы поведения, раннее, до 30-36 месяцев начало) соблюдаются и для многих форм выраженной умственной отсталости, что создает предпосылки для гипердиагностики РАС при недостаточной компетентности специалистов.
Предприняты попытки конкретизации клинического (клинико-психологического) подхода в форме в большей или меньшей степени развернутых диагностических схем (К.С,Лебединская, О.С.Никольская (1991), И.Л.Брин и др. (2002), Е.С.Иванов и др. (2004), но ни одна из них не смогла выйти на уровень сертифицированного теста, и в реальной практике диагноз детского аутизма или других форм РАС по-прежнему ставится по заключению (мнению) эксперта. При достаточно высокой квалификации врача это обеспечивает наибольшую надежность диагностики, однако степень обеспеченности квалифицированными детскими психиатрами в настоящее время крайне недостаточна.
В практике зарубежных специалистов критерии МКБ-10 или DSM-IV также используются достаточно формально, однако сделано множество попыток конкретизации этих диагностических схем в форме тестов, вопросников, ориентированных на родителей и специалистов. Значение такого рода методов неоценимо для скриннинговых исследований, то есть не ставится задача установления четкого диагноза для данного конкретного ребенка, но с высоким уровнем вероятности решается вопрос отнесения (или не отнесения) этого ребенка к группе риска. Положительный результат такого тестирования ставит вопрос об углубленном обследовании, и это уже другой уровень диагностики.
Многие авторы отмечают, что направленное психологическое и педагогическое обследование детей с аутизмом всегда затруднено, поскольку они не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, не следуют инструкциям. В связи с этим, на начальном этапе диагностики на первый план выходит наблюдение: надо стараться внимательно присматриваться ко всем особенностям поведения ребенка, которые можно заметить, не вступая в прямой контакт. Умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений позволяет получить объективную информацию, на основе которой формулируется гипотеза о проблемах взаимодействия ребенка с окружающим миром, на основе которой должен строится начальный этап коррекционной работы.
Условия наблюдения:
а) помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать (поэтому тесный кабинет, где есть только стол и несколько игрушек – не лучший вариант, это больше подходит для начала обучения);
б) наличие средств для фиксации данных наблюдения - бланк на планшете или тетрадь, диктофон, лучше всего – видеокамера. Важно не опираться на субъективные впечатления и по возможности пытаться сделать процесс наблюдения как можно более объективным;
в) желательно наличие второго наблюдателя; например, один из специалистов пытается контактировать с ребенком, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т.д., другой в это время фиксирует параметры поведения.
Одной из важнейших задач первой встречи с ребенком является определение его общего эмоционального состояния, особенностей его контакта с другими людьми и со средой. В то же время, не менее необходимо фиксировать определенные параметры поведения, что даст нам информацию о том, как начать работу с ребёнком.
Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения.
Таблица (). Пример итогового протокола наблюдения за свободным поведением ребёнка.
Параметры поведения | Наблюдение |
Перемещения по комнате | Постоянно передвигается по комнате, нигде не задерживаясь |
Движения | Подпрыгивает при ходьбе; трясёт руками, перебирает пальцами; мышцы напряжены |
Мимика | Лицо амимичное: «застывшее» выражение лица; иногда улыбается; |
К каким предметам подходит, берёт, что с ними делает | Предпочитает: 1)предметы небольшого размера (детали от конструктора, кольца пирамидки) - сжимает их в руке, перебирает; 2)предметы, издающие звук (погремушка); 3)предметы, приятные на ощупь (резиновый мячик, мешочек с песком) - сжимает, перебирает, прислушивается); |
Спонтанные самостоятельные вокализации, слова, предложения | Вокализации (тянет гласные звуки) – почти постоянно. |
Настроение и эмоциональные реакции | Ровное настроение; нет видимых проявлений эмоций; |
Как реагирует на приближение другого человека | Продолжает заниматься тем, чем занимался до этого; |
Спонтанный взгляд на другого | Взгляд в сторону другого при обращении по имени; нет спонтанного взгляда в глаза; |
Реакция на тактильный контакт | Нравится, когда кружат, качают - подходит, тянется к взрослому |
Реакция на попытку вмешаться в занятия, в игру | Уход |
Спонтанное взаимодействие с другим человеком | Обращается за помощью – тянет за руку взрослого, если не может достать привлекательный предмет; |
На какие предметы, предложенные взрослым, обратил внимание | Пузыри, пианино, «звучащая» книга, мозаика; |
Реакция на комментирующую речь взрослого | Нет видимого изменения поведения. |
В таблице () приведен пример итогового протокола первичного наблюдения, в котором присутствуют лишь некоторые параметры, уже обобщённые по данным «сырого» протокола наблюдения.
Важные сведения об особенностях психики ребенка могут дать родители, так как они видят своего ребенка постоянно и в принципе знают его лучше всех. Необходимо выяснить, что их более всего беспокоит в развитии сына или дочери, как обычно ребенок ведет себя в различных ситуациях, что его пугает, а что является источником особого интереса. Следует, однако, учесть, что оценка родителями уровня развития своего ребенка не всегда бывает объективной, они могут как завышать, так и занижать его возможности, однако в отношении к полученным от родителей сведениям должны критичность должна сочетаться с доверием.
Затем, в зависимости от того, как ребёнок воспринимает ситуацию, идёт ли он на контакт, можно провести обследование для более детального анализа уровня развития ребёнка и его потенциальных возможностей. Первые предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребёнок может делать самостоятельно (о чем можно судить по результатам наблюдения). Это позволит Вам уменьшить вероятность негативного отношения ребёнка к требованиям со стороны взрослого.
Например, если ребёнок сам брал карандаш и рисовал по бумаге, то в качестве первого задания можно было просить ребёнка нарисовать что-нибудь. Если же он самостоятельно разбирал и собирал пирамидку, можно попросить его сделать это уже по инструкции; не следует давать ребёнку задания, с которыми он не сможет справиться.
Приведём краткий перечень вопросов, ответы на которые было бы желательно выяснить на обследовании:
· следует ли простым инструкциям («иди сюда», «садись», «подними» и т.п.);
· как реагирует на ситуацию предъявляемого требования (выполняет, игнорирует, смотрит на Вас, негативная эмоциональная реакция, уход, усиление стереотипий, агрессия и т.п.);
· подражает ли Вашим движениям (спонтанно, в игре или по инструкции «делай так» или «делай, как я»); выполняет ли инструкции в контексте спонтанной деятельности (например, если играет с посудой, а Вы в это время говорите ему: «Открой кастрюлю»);
· может ли подобрать одинаковый предмет к образцу; может ли находить предмет по инструкции («Дай», «Покажи», «Найди» и т.п.);
· подражает ли вербально (спонтанно или по инструкции); как реагирует, если не дают желаемый предмет или как реагирует на запрет.
Такой список заданий, особенно для говорящих детей, может быть продолжен.
Основная цель первого направленного обследования - выяснить, способен ли ребёнок концентрировать внимание на другом человеке (спонтанно или по требованию); как он реагирует на вмешательство другого в его действия. Разумеется, что это обследование не может дать ответы на все вопросы, и может потребоваться еще много времени на установление контакта или взаимодействия с ребенком, подбора подходящих заданий и при возможно, Вам придётся долго устанавливать контакт с ребёнком прежде, чем подойти к нему, или подбирать более привлекательный для этого ребёнка материал для обследования, или придумывать новые задания для прояснения спорных моментов. Однако, после беседы с родителями, ознакомления с историей развития, наблюдения и обследования, как правило, становится возможным поставить вопрос о том, в каком направлении Вы будете строить коррекционную работу с ребёнком.
На Западе делаются попытки создания различных шкал для наблюдения за поведением детей с нарушениями развития (например, Behavior Rating Instrument for Autistic and Atypical Children, Behavior Observation System etc.). На наш взгляд, создание подобных шкал, включающих в себя различные параметры поведения, которые можно фиксировать путём наблюдения, является одной из важнейших задач для отечественной детской патопсихологии. В этой книге не ставится цель подробного описания того, как проводится наблюдение за ребёнком. Поэтому мы лишь кратко остановимся на ситуации наблюдения и на параметрах, которые обычно фиксируются.
Первое наблюдение желательно проводить там, где будет предполагается начать работу с ребёнком (дома, в школе, в клинике и т.п.). Комната, в которой будет происходить наблюдение, должна быть, по возможности, не тесной, чтобы у ребёнка не возникло ощущение дискомфорта оттого, что взрослый находится слишком близко к нему физически. Обстановка комнаты должна быть продумана так, чтобы многое в ней могло «спровоцировать» внимание и интерес ребёнка. Для этого в комнате должны быть мячи, мягкие игрушки, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши (типа досок Сегена), игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, батут, шведская стенка, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т.д. Хорошо, если есть возможность наблюдать за ребёнком, когда он один в комнате (например, при помощи зеркала, прозрачного с одной стороны; или при помощи скрытой камеры).