В настоящее время в Российской Федерации официально принята[18] Международная классификация болезней и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10), согласно которой аутистические расстройства входят в категорию F84 «Общие[19] расстройства развития». Эта группа включает в себя детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5). Диагностические критерии будут приведены подробно в разделе 3.2. (с.). Включение синдрома Ретта в группу аутистических расстройств представляется весьма спорным, поскольку этот вид патологии встречается почти исключительно у девочек (аутизм в 4-4,5 раза чаще у мальчиков), носит процессуальный характер и имеет несколько сходную с аутизмом симптоматику только на определенном этапе заболевания.
С МКБ-10 весьма сходна предложенная Американской психиатрической ассоциацией, официально принятая в США и широко используемая за рубежом классификация DSM-IV. В категорию первазивных (общих) расстройств развития (pervasive developmental disorders, PDD) входят аутистическое расстройство (в основном соответствует детскому аутизму по МКБ-10), синдром Аспергера, синдром Ретта и несистематизированные расстройства развития (PDD non-otherwise systemized, PDD NOS), в основном сходные с атипичным аутизмом по МКБ-10.
|
|
Обе вышеприведенные классификации опираются на поведенческие характеристики и не учитывают этиологических, патогенетических и динамических моментов, хотя именно они играют основополагающую роль в классификациях, используемых в отечественной детской психиатрии. Попытка преодолеть этот момент сделана в классификации, предложенной НЦПЗ РАМН, которая ниже приводится полностью.
Классификация аутизма в детстве
(НЦПЗ РАМН, В.М.Башина)
1. Детский аутизм эндогенного генеза
Синдром Каннера (эволютивно–процессуальный, классический вариант детского аутизма)
Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 месяцев
Детский аутизм (процессуальный):
а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
1.4. Синдром Аспергера (конституциональный).
Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы.
Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА (fra-X), фенилкетонурии, туберозном склерозе и других формах умственной отсталости).
Синдром Ретта (неуточненного генеза).
Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза:
Психогенный парааутизм.
Аутизм неясного генеза.
В отличие от МКБ-10 и DSM-IV классификация В.М.Башиной пытается учесть этиопатогенетические и динамические моменты, не отрицает возможность связи детского аутизма и шизофрении, детского аутизма и органического поражения ЦНС и (в отличие от зарубежных специалистов) не игнорирует возможность психогенных форм аутистических расстройств. В то же время выделение пунктов 3 и 4 представляется несколько проблематичным, так как психопатологическая характеристика аутистических расстройств при различных генетических заболеваниях не ясна, а патогенетические моменты требуют более глубокого изучения (чего не отрицает и сам автор данной классификации).
|
|
Широкое распространение среди педагогов и психологов получила психологическая классификация детского аутизма О.С.Никольской. Теоретической предпосылкой этой классификации является представление о детском аутизме как о первазивном расстройстве развития, в котором, однако, ведущая роль принадлежит эмоциональным нарушениям. Градации этой классификации соответствуют ведущему в условиях нарушения эмоционального развития уровню базальной системы аффективной регуляции поведения. Таких групп аутистического дизонтогенеза выделяется четыре:
полная отрешенность от происходящего (соответствует уровню оценки интенсивности средовых воздействий, или уровню полевого поведения);
активное отвержение окружения (соответствует уровню аффективных стереотипов);
захваченность аутистическими интересами (соответствует уровню аффективной экспансии);
трудности организации общения и взаимодействия (соответствует уровню базальной аффективной коммуникации)[20].
Положительное значение психологической классификации детского аутизма несомненно: впервые проведено глубокое психопатологическое исследование расстройств аффективной сферы с опорой на детский аутизм как наиболее глубокий вариант такого рода расстройств и обращено столь пристальное внимание на особенности развития эмоциональной сферы при детском аутизме, выделены и детально охарактеризованы отдельные градации классификации, что весьма полезно для практической работы с аутичными детьми. В то же время, при аутизме дефект не исчерпывается аффективной сферой, и интегральная оценка проблем ребенка с аутизмом может существенно не совпадать с приведенной классификацией. Вызывает сомнение и совместимость «полной отрешенности от окружающего» с жизнью, выделение этой градации, на наш взгляд, во всех без исключения случаях предполагает частичность такой отрешенности.
В практике широко распространены и некоторые другие классификации, даже скорее попытки хоть как-то систематизировать чрезвычайно гетерогенную популяцию лиц с аутизмом.
L.Wing использует феноменологический критерий, разделяя всех детей с аутизмом на: 1) пассивных, 2) безразличных, 3) активных, но бестолковых. Феноменологически такое подразделение, возможно, и оправдано, но критерии выделения градаций четко не определены, субъективны.
В литературе часто используют разделение детей с аутизмом на высокофункциональных (high functionong) и низкофункциональных (low functioning), причем критерий такого разделения четко не обозначается. Если основным критерием такого разделения является IQ, то, по нашим наблюдениям, это весьма проблематично: в ряде случаев при очень высоком IQ (140-150) уровень социальной адаптации был чрезвычайно неудовлетворительным, тогда как в других случаях при существенно сниженном IQ дети были доброжелательны, послушны, не испытывали негативизма к обучению и в доступных пределах были социально адаптированы.
В последние годы в зарубежной литературе появились попытки делить аутизм на «синдромальный» и «несиндромальный», то есть в первом случае подразумевается аутизм в сочетании (или в связи?) с туберозным склерозом, фенилкетонурией, синдромом Дауна и т.д., во втором – вне такого рода связи. Представляется, что в настоящее время этиологические и патогенетические связи аутизма с указанными и иными заболеваниями изучены недостаточно, не имеется и четкой дифференциации психопатологических, неврологических, патоморфологических и иных особенностей этих форм, так что достаточных оснований для такого рода классификаций нет.
|
|
L.Wing, глубоко осознавая сложность проблемы, предложила концепцию аутистического континуума. Согласно этой концепции между различными клиническими вариантами аутизма четких и однозначных границ нет, хотя возможность относительного разделения на небольшое количество подгрупп не исключается.
Вышеизложенное приводит к выводу, что классификация аутистических расстройств, учитывающая как клинические, так и этиологические, патогенетические и динамические моменты, в настоящее время еще не создана. Это дело будущего, но потребность в такого рода классификации исключительно высока, потому что именно качество классификации наиболее полно отражает уровень понимания проблемы, уровень подготовленности к ее практическому решению.