Так же как и предыдущий, этот метод сбора частных пожертвований, хорошо известен общественным организациям, но не распространен. Почему? Если судить по ящикам установленным детским Фондом (это единственная организация, использующая этот метод) в торговых залах ряда магазинов – сборы очень маленькие, ящики практически всегда пусты.
Именно поэтому мы начали подготовку с анализа причин малых сборов. В результате вычленили следующие факты:
· Нет должно оформленной информации о целях сбора и организации его осуществляющей;
· Руководители и сотрудники торговых предприятий не имеют так же полной информации, не говоря о договорах, или других официальных бумага (писем-обращений, актов изъятия денег, отчетов о расходовании средств);
· Ящики установлены в местах не совсем удобных, в стороне от торговых прилавков;
· Населению не сообщается о собранных средствах и их расходовании.
Все это учитывалось нами при разработке плана и его осуществлении.
Как мы уже описывали ранее, на подготовительном этапе были составлены: письмо обращение к руководителю торговой фирмы, образец договора с потенциальным партнером, информационные пакеты для ведения переговоров (приложение)
Были изготовлены плакаты, содержащие полную информацию о цели сбора средств, с указанием организаций и лиц, ответственных за сбор, с использованием текста-приглашения и картинки-логотипа акции. Так же были изготовлены календарики, для раздачи, в том числе и в торговых точках.
Учитывая первоначальное наше желание активизировать сбор средств и не возможность осуществлять его через кассовый расчет мы одним из условий, при ведении переговоров с директорами, называли - установление ящиков возле кассы. На наш взгляд это даст возможность продавцу-кассиру акцентировать внимание покупателей на проводимую акцию и с учетом психологических нюансов людей позволит активизировать и увеличить сбор средств.
Заранее предполагая всю сложность переговорного процесса с руководителями фирм, мы решили работать с торговыми фирмами, имеющими сеть магазинов, так как мы считали, проще договориться с одним руководителем и сразу получить доступ к нескольким магазинам.
Был составлен список сетевых магазинов города, их оказалось 16 (не гарантируем 100% точность). Среди этого списка были и крупные широко известные фирмы и более мелкие и такие как «Союз», имеющие лишь маленькие торговые киоски.
Руководителям этих фирм были отправлены письма с предложением, принять участие в проекте посредством размещения ящиков для сбора пожертвований в магазинах.
В результате мы получили отказы от 14-ти из 16-ти фирм. Причины отказов различны: считают установку ящика не престижным; малые торговые площади не позволяют установить ящик; головная фирма находится в Москве, и именно там принимаются решения подобных вопросов; директор одного магазина назвал: «Сбор частных пожертвование посредством ящика - сбором дани с его покупателей» и т.д.
Но все же нам удалось достигнуть договоренности с директорами двух сетевых и одного крупного универсама города. Результат превзошел запланированный, хотя появились новые, НО. Директора сетевых магазинов отказались размещать ящики во всех своих магазинах, предложили для начала разместить их в одном.
^Новая проблема, с которой мы столкнулись при ведении переговоров – это требования со стороны директоров к внешнему виду ящика.
Эту проблему мы успешно решили, хотя пришлось затратить значительно больше ресурсов (людских и временных), чем планировалось. Нами были разработаны модели ящиков-копилок с учетом требований, проведены переговоры с фирмой, выпускающей торговое оборудование, и благодаря их безвозмездной помощи были сделаны ящики для пожертвований идеально вписывающиеся в интерьер торговых залов.
Согласно подписанным договорам были установлены ящики для пожертвований в трех магазинах: «Фомич», «Канцелярские товары» ЧП Ларин, «Лимон».
В результате отработки данной методики мы сделали следующие выводы:
· метод малозатратный, можно вообще обойтись без денежных средств;
· необходимо предварительно переговорить с сотрудниками непосредственно обслуживающими покупателей, их заинтересованность и желание помочь это гарантия успеха;
· при правильном оформлении и хорошей подготовке можно собирать стабильно пусть не очень большие суммы пожертвований порядка 250 - 300 рублей за 2 недели с одного ящика;
· в продуктовых магазинах сборы значительно выше, чем в промышленных, в свою очередь, в магазинах рассчитанных на среднего покупателя, сборы так же больше, чем в элитарных маркетах (заключение на основе нашего опыта, мы не претендуем на точность социологического исследования);
· средняя сумма разового пожертвования составляет 1-2 рубля, минимальная 10 копеек, максимальная 50 рублей (очень редко).
· люди довольны, если в ответ на их пожертвования им дарят календарики (дополнительная мотивация).
· большая часть жертвователей интересуется более подробной информацией об организации, сколько собрано средств за прошедший период
· поэтому у продавца должны быть буклеты об организации, копии актов и приходные квитанции, а по завершению акции полный отчет об их использовании,
· если вы размещаете ящики в промышленных магазинах нужно учитывать ряд таких факторов, как сезонность товара соответствие контингента покупателей и целевой группы, которой вы помогаете,
· не забудьте по окончанию акции поблагодарить людей сделавших пожертвования и проинформировать их о сумме собранных пожертвований и расходовании средств (это можно сделать через размещения плакатов с информацией в точках сбора и через СМИ)
Придя снимать деньги из ящика, установленного в одном из магазинов были рады и удивлены тому факту, что среди прочих денег виднелись две пятидесяти рублевые купюры. Каково же было наше удивление когда, достав их, мы обнаружили на обратной стороне полоску с надписью предъявителю данного жетона предоставляется 10% скидка при пользовании услугами химчистки «Белоснежка»