Проблемные вопросы

1. Что менялось либо что оставалось неизменным в мировой политичес­кой системе на протяжении исторического пути ее развития?

2. Какими процессами и факторами определяется мировая политика се­годня?

3. Глобализация: миф или реальность?

4. Мировая и внутренняя политика: каково их взаимовлияние?

5. Каков вклад теории в формирование мировой политики?

6. Какая теоретическая школа международных исследований и какие ас­пекты современной политической системы мира описывает наиболее точно?

7. Каковы перспективы развития мировой политики как науки, ее соот­ношение с другими дисциплинами?

8. Мировая политическая система будущего: каковы ее основные черты?

С. 334: «Геополитический ребенок, наблюдающий рождение нового человека», Сальвадор Дали, 1943 г

1. МИРОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПРЕДЫСТОРИЯ И ВЕСТФАЛЬСКИЙ ДОГОВОР

1.1. Начальное развитие мировой политической системы

С глубокой древности люди стремились жить сообща. Уже их первые поселения (деревни и города) контактировали — торговали или воевали, заключали договоры даже с различного рода представительствами, каки­ми-либо иными способами общались между собой. Весь этот процесс можно считать прообразом (архетипом) международных отношений.

В исторической памяти и источниках сохранилось множество сведе­ний о том, как осуществлялись подобные взаимодействия. Одна из первых таких работ — описание древнегреческим историком Фукидидом (около 460-396 до н.э.) Пелопоннесской войны (431—404 до н.э.) между союзами полисов: Делосским во главе с Афинами и Пелопоннесским с лидером Спар­той. Мелосский диалог Фукидида дает классический пример использова­ния силы в качестве главного фактора при решении международных дел.

Афиняне....Мы господствуем по праву, ибо сокрушили персов... По праву дела делаются между людьми, когда силы их равны, а по силе — когда сильнейший стоит на своем, а слабый уступает. Мелияне. Мы, однако, думаем, что польза (говорим о пользе, ибо вы решили исходить из пользы вместо права) состоит не в том, чтобы вы вовсе отменили общее благо, но в том, чтобы и в опасности чело­веку всякий раз уделялось, что ему следует. Афиняне. О конце нашего владычества мысль нас вовсе не смуща­ет... Нам нужна не тягостная власть наша, а взаимовыгодное нам спасенье ваше. Мелияне. Но если владычество полезно для вас, то какое рабство может быть полезно для нас? Афиняне. Вас бы подчинение охраняло от ужаснейших бедствий, а нам было бы выгодно, чтобы вы не погибли. Фукидид, «Афины против Мелоса»

Центры цивилизации, как известно, возникали не только в Европе. Высокого уровня развития достигли в древности культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока и Центральной Америки. В Китае примерно тогда же, когда в античной Греции существовали города-полисы, сложи­лись территориальные образования, усиленно ис­пользовавшие военные средства в борьбе за господ­ство. Это описано в трактате древнекитайского пол­ководца Супьцзы (VI—V вв. до н.э.) «Искусство вой­ны», который теоретизировал по поводу связи войны и политики, факторов победы и пр.

После периода экспансии, сменившегося рас­падом Арабского халифата, в X-XI вв. своего рас­цвета достигает арабская цивилизация того време­ни, в т.ч. арабо-мусульманская культура. В Европе это была эпоха «темных веков», а Япония подпала под сильное культурное влияние Китая. Впослед­ствии (с XVI в.) Япония изолировалась от осталь­ного мира, прежде всего от европейских цивилиза-ционных влияний, вплоть до 1860-х гг. (начало пе­риода Мэйдзи), когда ее правители приступили к модернизации и индустриализации страны.

В Латинской Америке цивилизация майя дос­тигла наибольшего развития в III—X вв., а ацтеков и инков — к XV в. В Экваториальной Африке одно из самых ранних королевств образуется в Гане пример­но в V в. В целом же африканские государства фор­мируются после X в., но потом, начиная с XVI в., оказываются в сильной зависимости от европейцев, своей работорговлей открывших жестокий пе­риод истории континента.

Европа становится доминирующим регионом в мире примерно в XV-XVI вв., с эпохи Ренессанса и Реформации. На том этапе исторического развития человечества географические открытия позволили европейским странам овладеть новыми территориями; вместе с тем европейцы вновь об­ратились к классической культуре античных Греции и Рима, что значимо по­влияло на мироустройство. Итальянские города-государства переняли мно­гие древнегреческие принципы международных взаимоотношений, включая принцип силы. В XIV столетии в Италии же образовались первые внешние представительства — прообразы современных дипломатических миссий.

Обратите внимание Покровителем дипломатов был выбран бог плодородия (изначаль­но), торговли и прибыли Гермес — символ чар, плутовства и хитро­сти. В греческой мифологии Гермеса называли еще заступником па­стухов, путешественников, посланником богов — вестником их воли. Он считался очень красноречивым.

1.2. Этапы развития Вестфальской модели мира

Подписание Вестфальского договора в 1648 г. после окончания Трид­цатилетней войны в Европе знаменовало историческую веху во всемир­ном развитии — именно тогда были заложены принципы формирования новой политической организации мира, распространившейся затем по всей планете и просуществовавшей до наших дней. Эта система в своих перво­началах восходит к отношениям между территориями в Древней Греции, Римской империи, а также итальянских городов позднего Средневековья. Главный смысл Вестфальского мира* заключался в следующем: европей­ские государства, осознав сходство своих интересов, решили соединиться в международное сообщество для обсуждения политических намерений каждого из них и всех вместе; было санкционировано отделение протес­тантской церкви от римско-католической; признание самостоятельности не­мецких княжеств лишило Германию ее былого господства во внешнеполи­тической сфере; в мировые лидеры выдвинулись Франция и Швеция. Тем самым были заложены первые основы концепции равновесия сил в миро­вой политике.

Обратите внимание Языком международного общения в середине и конце XVII в. была латынь. На ней был написан и Вестфальский договор. В XVIII в. ла­тынь была заменена французским языком.

Вестфальский мир дал начало становлению новой системы междуна­родных отношений, впоследствии названной государственно-центристс­кой моделью мира*. Это стало возможным благодаря признанию принци­па национального суверенитета* в качестве одного из главных основа­ний международного общения: каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории и определяет собственную внешнюю полити­ку, а другие государства обязаны уважать данное право. Именно с такой точки отсчета европейцы выстраивали структуру внутри- и межгосудар­ственных отношений, подбирали соответствующие ей механизмы и аппа­раты управления, определяли необходимые политические и юридические нормы. С тех пор государство стало центром, исходной единицей для со­здания мировой политической системы.

Создатели Вестфальского мира хорошо понимали, что формируе­мый ими миропорядок не может строиться на ценностных ориен­тирах, в частности, на религии. Ценности не подлежат обсужде­нию и по ним не делают уступок. Именно поэтому в основу госу­дарственно-центристской модели мира были положены нацио­нальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Ж.-М. Гуэнно,«Глобализация и международная система»

Внешняя политика государств* на первых стадиях развития госу­дарственно-центристской модели мира существенно отличалась от сегод­няшней практики. Ее продумыванием и осуществлением занимались лишь представители аристократии, нередко имевшие между собой родственные связи. Но уже тогда, как и в наши дни, внешняя политика была направлена на регулирование межгосударственных отношений.

Сначала взаимодействие государств на международной сцене лишь частично упорядочивалось через союзы государств, которые по ряду на­правлений согласовывали свои внешнеполитические акции. При заключе­нии Утрехтского мира (1713), завершившего войну за испанское наслед­ство между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалицией государств во главе с Великобританией — с другой, было применено понятие баланса сил, столь широко используемое в международных отношениях второй по­ловины XX в.

В Старом Свете в конце XVIII — начале XIX в. возросла политическая роль Великобритании, первой страны, в которой произошел промышленный переворот. Ее соперницей выступила Франция. Одновременно Испания, Швеция, Нидерланды стали терять былую мощь, а значит, и внешнеполити­ческий авторитет. Тогда же заметно усилились Пруссия и Россия, выдвинув­шиеся в ряд важнейших стран - участниц международных отношений.

Наполеоновские войны, последовавшие за Французской революцией, закончились поражением Франции. Венский конгресс (1815) подвел ито­ги этих сражений и подтвердил значимость нарушенного в их ходе принци­па национального суверенитета. Так, в Европе начал выстраиваться обнов­ленный порядок отношений государств, получивший название Венская система международных отношений (Европейский концерт)*. Ведущие страны континента попытались найти основания сотрудничества для пре­сечения возможных поползновений решать межгосударственные противо­речия военными методами. По сути, они восстановили равновесие (баланс) сил, просуществовавшее вплоть до конца XIX в., когда вновь возобладал принцип силовой политики.

К началу XX в. на мировой сцене опять сменилась конфигурация веду­щих держав: в их числе стали заметны прежде всего США (они добились экономического доминирования), а также Япония, Германия и Италия. С этого времени Европа перестала быть единственным континентом, где формировались новые страны-лидеры. Знаменательными для XX столетия явились две мировые войны. Пер­вая мировая война (1914-1918) закончилась поражением Германии. В июне 1919 г. в Версале был подписан мирный договор с Германией, зафиксиро­вавший ее новые территориальные границы; отдельные мирные договоры были заключены и с союзниками этой державы. Версальский пакет согла­шений положил начало организации международного порядка, ориентиро­ванного на обеспечение мирных основ отношений между государствами, в т.ч. путем новаторских инициатив по созданию систем коллективной и ре­гиональной безопасности.

Обратите внимание В результате Первой мировой войны Германия потеряла примерно 13,5% своей территории, 10% населения и колонии. Мировое сооб­щество признало, что именно Германия и ее союзники несут ответ­ственность за все потери и разрушения, вызванные войной.

В Версальский мирный договор (и в другие аналогичные акты) был вклю­чен статут Лиги Наций* — международной межправительственной органи­зации с такими основными целями, как развитие сотрудничества между на­родами, гарантии мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 го­сударства. (США не ратифицировали этот договор и не вошли в состав Лиги.)

Формирования системы международных отношений после окончания Первой мировой войны завершилось на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг., созванной по инициативе США и призванной закрепить новую расстановку сил в Тихоокеанском регионе. Само же мироустрой­ство между двумя мировыми войнами было именовано Версальско-Вашингтонской системой международных отношений*.

После окончания Второй мировой войны (1939-1945) была сконстру­ирована следующая система международных отношений — Ялтинско-Потсдамская*, — как и предыдущие, признанная частью Вестфальской модели мира. Положение о балансе сил, которому в свое время Лига Наций старалась противопоставить принцип коллективной безопасности, опять ста­ло одним из ключевых элементов мироустройства второй половины XX в. Однако в геополитическом и военно-стратегическом планах мир оказался разделенным на сферы влияния между двумя сверхдержавами — СССР и США — и их союзниками; за сохранение и распространение этого влияния шла ожесточенная борьба, во многом обусловленная также идеологически­ми соображениями. Впоследствии такая структура миропорядка была оп­ределена как биполярная (двухполюсная).

Международные отношения после Второй мировой войны складыва­лись сложно и противоречиво. Создание Организации Объединенных

Наций* (1945), разработка ее принципов (в т.ч. многосторонней диплома­тии) положили начало современному международному праву и развитию механизма его действия. ООН в течение более полувека эффективно спо­собствует обеспечению мира и международной безопасности при помощи особых способов урегулирования конфликтов, интересов на мировой сце­не. Этому же содействует заключение многосторонних и двусторонних меж­государственных договоров о сотрудничестве. Важной вехой стало подпи­сание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе, содержащего положения об активизации взаимодействий стран-участниц в области экономики, науки и техники, экологии, культуры, образования, соблюдения прав человека, свободы информации и контактов между людьми (так называемая третья корзина). Было образовано СБСЕ (впоследствии ОБСЕ*).

Вместе с тем именно в послевоенный период появился новый тип кон­фронтации — холодная война*. Мир фактически раскололся на два блока, соперничество которых не раз приводило к ситуации, граничащей с миро­вым конфликтом. Одним из наиболее опасных был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР всерьез рассматривали возможность обмена ядерными ударами. Противостоящие сверхдержавы создали воен­ные союзы — НАТО* и ОВД*.

На рубеже 1990-х гг. после крушения «реального социализма» в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, распада ОВД, а затем и само­го Советского Союза, что означало фактическое прекращение холодной войны, задача переоформления международных отношений состояла в оп­ределении новых принципов и практического контура мира и безопасности на основе многосторонних отношений сотрудничества свободной ассоциа­ции государств. Сначала крах коммунизма и победа Запада в холодной вой­не были восприняты в стиле политического романтизма: многие аналити­ки, особенно в США, вслед за Фрэнсисом Фукуямой, автором статьи «Ко­нец истории?» (1989), предрекали в дальнейшем отсутствие силовых методов разрешения споров, вооруженных конфликтов ввиду полной побе­ды либерально-демократического подхода к строению политической сис­темы мира и международных отношений. Затем резкое усиление напряжен­ности, всплеск вооруженных конфликтов, особенно в Европе (что вызва­ло сильнейшую озабоченность мирового сообщества), породили прямо противоположные настроения, теоретически сформулированные в 1993 г. Сэмюэлом Хантингтоном как вероятное столкновение цивилизаций.

Таковы в общих чертах этапы становления Вестфальской модели мира, просуществовавшей в различных модификациях более 350 лет. В после­дние годы XX столетия многие политики и ученые начали прогнозировать распад этой системы организации миропорядка.

Интерпретаиия Одна из самых больших мин, заложенных в Европе, писал в 1991 г. Дж. Мроз (США), — растущая пропасть между процветающим За­падом и бедной Центральной Европой, принадлежавшей раньше к восточному блоку, и еще более бедными Балканами и СССР. Весьма вероятно, это будет вести к социальной нестабильности, попыткам выравнивания, что, возможно, выльется в открытые конфликты.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Концептуальные подходы к осмыслению международных отношений на протяжении истории постоянно развивались и неоднократно изменялись, оказывая при этом влияние друг на друга. Насыщенность XX в. события­ми — две мировые и холодная войны, создание оружия массового пораже­ния и т.п. — вывела политическую науку на новый теоретический уровень, многократно усложнив структуру и содержание международных исследо­ваний. В настоящее время основными считаются такие обобщенные теоре­тические школы, как реализм (неореализм), либерализм (неолиберализм), неомарксизм и постмодернизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: