Проблема суб’єктів в історії: особа, народні маси, класи, нації. Реформи і революції, війна і мир, конфлікти та консенсус як форми суспільних трансформацій

Особа –індивід як суб’єкт соціальної діяльності.

Народ – 1) У звичай. розумінні населення д-ви, країни. 2)Суб’єкт націй. 3) Спільність людей, яка змінюється на різних етапах істор. розвитку і включає соціальні верстви і класи, що за своїм об’єктивним становищем у сусп. виробництві визначають прогресивний розвиток сусп-ва.

Клас (від лат. cassis –група, розряд) у логіці – сукупність об’єднаних спільними ознаками предметів чи явищ, яка розглядається як єдине ціле.

Класи суспільні – основні соціальні групи. Класами називаються великі групи людей, які розрізняються за їх місцем в історично визначеній системі суспільного виробництва, за їх відношенням (здебільшого закріпленим і оформленим у законах) до засобів виробництва, за їх роллю у суспільній організації праці, а значить за способами одержання і розмірами тієї частки суспільного багатства, яка є в їх розпорядженні (Ленін).

Нація (від лат. natio – плем’я, народ) – стійка спільність людей, яка історично склалася на базі спільності екон. життя, території, особливостей культури та побуту. Н. Приходить на зміну народності. Важлива роль формуванні Н. належить державі.

Общество — это такая система связей и отношений, в которой и посредством которой люди осуществляют свою жизнедеятельность. Следовательно, категория "общество" служит для обозначения не совокупности индивидов, живущих вместе, а тех связей и отношений, в которых они находятся друг к другу. Общество — это система связей и отношений, в которой человек проявляет и реализует свою сущность.

Личност ь — это социальное качество индивида, она есть индивидуальная форма проявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма проявления человеческой сущности. Личность характеризует индивида как субъекта социальной деятельности и служит отличительным признаком его от других людей. В личности сочетаются: общее (то, что присуще обществу, классу, нации в целом в данную эпоху); особенное (то, что характеризует. особенности социальной среды); единичное (характерное для её неповторимой индивидуальности). Общество и личность — это две взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга стороны человеческой деятельности. Нет общества без личности и личности без общества. Взаимоотношения общества и личности имеют некоторые особенности. Общество может создавать для личности как благоприятные, так и неблагоприятные условия для её развития. Так же и личность по отношению к обществу своей деятельностью может способствовать или препятствовать общественному прогрессу. В связи с этим в обществе поднимается проблема прав и свобод человека.

На сегодняшний день существуют 2 подхода к проблеме взаимодействия личности и общества: 1) реальностью является только человек, а общество — это совокупность личностей; 2) личность существует только потому, что существует общество. На самом же деле общество является объективной целостностью, единством личностей.

В современной социологии народ понимается как субъект (творец) истории. Народные массы — совокупности людей, которые охватывают абсолютное большинство населения конкретных обществ (стран, регионов) создают социальные общности и выступают как решающая сила общественного развития. Действительно, народ создаёт все материальные ценности, является главной производительной силой общества. Народ — решающая сила всех социально-политических деяний, он осуществляет все глубокие социальные преобразования.

Личность может влиять на ход исторических событий, обуславливать их ускорение или замедление, особенно это касается выдающихся личностей (героев). Выдающаяся личность своими действиями, творчеством практическими делами приобрела исторически-положительную общественную оценку, ускорила прогрессивное движение общественно-исторического процесса. Особенной своей силы роль личности достигает во время революций, войн и др. конфликтов. Но величием личность наделяет народ, который возносит её до уровня вождя, идёт за ней через все препятствия. Все социально-значимые действия в обществе осуществляются народом под руководством выдающихся личностей. Т.е. история движется в результате взаимодействия народных масс и личностей....Нации, цивилизации.

Нация, историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, эког-мич. связей, литератур, языка, некоторых особеннг -тей культуры и характера. Иногда возникновение нации рассматривается как простое продолжение и усложнение родо-племенных свягпй, этатистские теории связывают нацию с государством. В некоторых идеалистических концепциях "национальный дух" представляется в качестве ведущего, а иногда и единственного признака нации, в других - нация рассматривается как психологическое понятие, бессознательная психологическая общность, в третьих - нация сводится к общности национального характера, сформировавшегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Фактически не существует однородных наций. Согласно теории Ленина, нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталлистических экономических связей. Межнациональная вражда, национальные раздоры и конфликты, к сожалению, неизбежные спутники капитализма.

Наивысшие достижения каждой Н. во всех сферах жизни становятся общим достоянием, накапливаются общие интернациональные черты в культуре, образе жизни и духовном облике нации. Но сближение наций, ведущее к их слиянию, - процесс очень длительный.

Цивилизация (Ц.), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Морган, Энгельс).

Реформа (від лат. reformo - перетворюю)- 1) Перетворення, зміна нововведення, яке не знищує основ існуючої сруктури. 2) Політ. Перетворення, зміна, яка здійснюється пануючим класом без порушення основ існуючого ладу. З формальної точки зору під Р. розуміють будь-яке нововведення

Еволюція і революція – дві нерозривно пов’язані і необхідні форми форми єдиного процесу розвитку. Еволюція – поступовий розвиток предмета при збереження його сутності в процесі якісно-кількісних змін; революція – стрибкоподібна якісна зміна основи існування предмета, його сутності, етап роз’язання істотних, осн. суперечностей. Е. і р. діалектично пов’язані між собою відповідно до закону переходу кількісних змін в якісні. В процесі розвитку поступові кількісні зміни приводять на певному етапі, при порушенні міри, до докорінних якісних змін в самій сутності, тобто до революції. Поступовість у розвитку завершується стрибком, переривом безперервності в розвитку самої сутності предмета.

Війна –спосіб розв’язання антагоністич. Суперечностей між д-вами, націями чи класами, сутність якого полягає у продовжені політики засобами організованої збройної боротьби.

Мир - відсутність або припинення організованої збройної боротьби (тобто війни) між д-вами; відносини між народами і д-вами, що грунтуються на проведені зовн. політики ненасильницькими засобами, дотриманні взятиз на себе й закріплюваних звичайно в міжнар. договорах зобов’язань. М. Як тип відносин між народами є істор. катигорією.

Конфлікт (від лат. conflictus -зіткнення) –в широкому розумінні – крайнє загострення суперечностей.

В современном мире война не может дать выгоду никому, но в состоянии поставить человечество на грань глобальной катастрофы. Даже самые незначительные региональные конфликты могут втянуть в конфронтацию великие ядерные державы. Поэтому предотвращение ядерной войны требует и прекращения всех локальных конфликтов. Мир возможен лишь в условиях наростания длительного и сложного процесса гармонизации целого спектра сложных и внутренне противоречивых процессов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: