Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитание в локальном значении – это решение какой либо конкретной воспитательной задачи
Воспитание в узком смысле – целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание материальных, духовных, организационных условий для всестороннего развития человека.
Цели воспитания:
ü Формирование отношений личности к миру и себе;
ü Воспитание всесторонне развитой личности;
ü Воспитание социально компетентной личности;
ü Приобщение человека к культуре;
ü Воспитание гражданской личности;
ü Воспитание автономной личности;
|
|
ü Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
18. Общие закономерности процесса воспитания.
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния, объективных и субъективных факторов.
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.
4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
19. Принципы процесса воспитания.
Ø Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим, социокультурным, национальным традициям и нормам.
|
|
Ø Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию
Ø Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
Ø Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей.
Ø Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
Ø Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Ø Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований…
Ø Принцип опоры на положительное в человеке.
Ø Принцип деятельностного подхода в воспитании.
Ø Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.
Ø Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
Ø Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического «скрытого» характера воспитательных воздействий.
Ø Принцип активизации нравственно волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.
Ø Принцип целостного подхода в воспитании.
Ø Принцип единства воспитания и обучения.