Сущность и цели процесса воспитания

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание в локальном значении – это решение какой либо конкретной воспитательной задачи

Воспитание в узком смысле – целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание материальных, духовных, организационных условий для всестороннего развития человека.

Цели воспитания:

ü Формирование отношений личности к миру и себе;

ü Воспитание всесторонне развитой личности;

ü Воспитание социально компетентной личности;

ü Приобщение человека к культуре;

ü Воспитание гражданской личности;

ü Воспитание автономной личности;

ü Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

18. Общие закономерности процесса воспитания.

1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями

2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния, объективных и субъективных факторов.

3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.

4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.

5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.

6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.

19. Принципы процесса воспитания.

Ø Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим, социокультурным, национальным традициям и нормам.

Ø Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию

Ø Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

Ø Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей.

Ø Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.

Ø Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Ø Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований…

Ø Принцип опоры на положительное в человеке.

Ø Принцип деятельностного подхода в воспитании.

Ø Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.

Ø Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.

Ø Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического «скрытого» характера воспитательных воздействий.

Ø Принцип активизации нравственно волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.

Ø Принцип целостного подхода в воспитании.

Ø Принцип единства воспитания и обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: