double arrow

Классификация методов воспитания


1. Методы организации деятельности и опыта поведения— пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положи­тельных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания вос­питывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело).

2. Методы стимулирования деятельности и поведения— пути по­буждения воспитанников к улучшению своего поведения, разви­тия у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего пре­дела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию яв­ляется к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», пре­одолеть ложную позицию воспитанника. Метод естественных последствий — метод воспитания, заклю­чающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (на­сорил — убери, сломал — почини и т. п.). Наказание. Поощрение. Принуждение. Требование— пед. воздействие на сознание воспитанника с це­лью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, ука­зание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опо­средованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

3. Методы формирования сознания— методы воспитания, направ­ленные на формирование правильных понятий, оценок, сужде­ний, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуа­ции, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реаль­но сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитан­ников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравствен­ных оценок. Пример— метод формирования сознания человека, заключаю­щийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или ана­лиз тех или иных нравственных понятий и оценок.


Сейчас читают про: