Воспитательный характер обучения – объективная закономерность, которая проявлялась во всех эпохах. В то же время воспитывающий характер обучения – важна функция деятельности учителя, который воспитывает подрастающее поколение в первую очередь в процессе обучения. Понятно, что процесс обучения прежде всего способствует формированию научного мировоззрения учеников на основе усвоения системы научных знаний о природе, обществе и человеке, воспитанию соответствующего отношения к жизни и к самих себе.
Формирование научного мировоззрения является почвой для воспитания моральных, трудовых, эстетичных и физических качеств личности. В процессе обучения формируются такие моральные качества, как чувство долга и ответственности, дружбы и коллективизма, доброты и гуманизма, активная позиция относительно обучения и жизни вообще, а также качества, необходимые будущему работнику любой отрасли производства: умение планировать свою работу, выбирать приемы ее выполнения, контролировать себя, рационально использовать время.
|
|
Факторы реализация функций обучения
Использование содержания учебного материала. В каждой теме учебника заложено достаточно учебного материала для реализации отмеченных функций, однако для усиления образовательной, развивающей и воспитательной роли этого материала учитель должен дополнить его интересными сведениями с других источников.
Отбора форм, методов и приемов обучения. Для реализации образовательной функции добирают формы и методы обучения, которые поощряют учеников к самостоятельному добыванию знаний, умений и навыков (проработки дополнительной литературы, наблюдений, написания рефератов и др.).