Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Три значения термина «принцип» (выделяет польский ученый В. Оконь):
1) Принцип – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами. (Характеристика, относящаяся к общественным наукам).
2) Принцип – норма поведения, которая считается обязательной.
3) Принцип – тезис, выделенный из какой-либо доктрины.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Общая характеристика принципов обучения.
1) Принцип наглядности – используется для лучшего усвоения и запоминания знаний, с помощью наглядных пособий и объектов. Он позволяет развивать интерес к учебе, наблюдательность, внимание, мышление. Виды наглядных пособий: натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране (ТСО).
2) Принцип доступности (От простого к сложному). Он требует учета особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов образовательного процесса – от целей обучения и учебной программы, до содержания учебников и системы контроля: учет скорости восприятия, темпа работы учеников, дифференциация учеников по группам.
|
|
3) Принцип сознательности и активности. Осознание необходимости обучения учеником. Задавайте ученику вопросы, вводите альтернативные подходы, поощрение гипотез ученика, анализ деятельности, рефлексии.
4) Принцип систематичности и последовательности – логическое построение содержания образования, а также обоснованная последовательность этапов образовательного процесса.
5) Принцип прочности – усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика, через обеспечение положительного отношения к изучаемому предмету и его отдельным темам.
6) Принцип научности – раскрытие и изучение основ наук, их проблематики, применяемых методик, включение научных и методов в систему мировоззрения ученика, представить ему методы научного познания природы и общества.
7) Принцип связи теории и практикой – понимание между познанием действительности, следствием которого является теория и практика.
8) Принцип поликультурности.
9) Принцип индивидуального подхода. – «Умственные силы и возможности детей неодинаковы» (В. А. Сухомлинский).
10) Принцип стимулирования к обучению – положительная мотивация деятельности, позитивное отношение к ней.