1. Эффективность реализации закономерности воспитательного и развивающего характера обучения растет при условии, что учитель знает и учитывает во время урока убеждения учеников, их отношение к знаниям, глубину осознанности, мировоззренческие идеи и черты характера, которые формируются в результате обучения. Первостепенное задание педагога – научить школьников мыслить, воспитывать в них стремление к познанию нового, к самостоятельному овладению знаниями. Такая способность формируется и развивается, когда они имеют возможность выявлять самостоятельность и активность.
2. Обусловленность обучения общественными потребностями. Ее сущность в том, что каждый этап развития человеческой цивилизации нуждается в определенном уровне воспитанности и образованности членов общества, что обеспечивается их обучением. Становление и развитие украинского государства нуждаются в высокообразованных, всесторонне развитых гражданах, национально сознательных, с чувством причастности к созданию государства. На решение этого задания должны направляться учебно-воспитательная деятельность школы, потенциальные воспитательные возможности всех учебных дисциплин.
|
|
3. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает, учебно-материальной базы (учебные кабинеты, искусные, их оснащение техническими средствами обучения, приборами, инструментами, компьютерной техникой, дидактическими материалами и тому подобное).
4. Процесс обучения зависит от возрастных и реальных учебных возможностей учеников. Его содержание и методы определяют, прежде всего, учитывая возрастные особенности детей. Реальные учебные возможности учеников обусловлены уровнем развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, знаний и умений, навыков к обучению, отношением к обучению, физическим состоянием и работоспособностью. Свидетельства этого – в школе разные дети учатся по-разному.
5. Эффективность процесса обучения зависит от уровня активности ученика. Суть этой закономерности заключается в том, что результаты обучения ученика зависят от характера учебно-познавательной деятельности и уровня развития его мотивационной сферы.
6. Обучение предусматривает целеустремленное взаимодействие учителя, ученика и обучаемого объекта. Даже если ученик овладевает предметом самостоятельно за учебником или дополнительной литературой, учитель направляет его познавательную деятельность и контролирует ее.
7. Учебный процесс эффективный лишь при условии активности учеников. Что большее разнообразие деятельности учеников на уроке, что большая интенсивность их труда, организованного педагогом, то более результативный процесс обучения.