double arrow

Объективные закономерности процесса обучения


1. Эффективность реализации закономерности воспитательного и развивающего характера обучения растет при условии, что учитель знает и учитывает во время урока убеждения учеников, их отношение к знаниям, глубину осознанности, мировоззренческие идеи и черты характера, которые формируются в результате обучения. Первостепенное задание педагога – научить школьников мыслить, воспитывать в них стремление к познанию нового, к самостоятельному овладению знаниями. Такая способность формируется и развивается, когда они имеют возможность выявлять самостоятельность и активность.

2. Обусловленность обучения общественными потребностями. Ее сущность в том, что каждый этап развития человеческой цивилизации нуждается в определенном уровне воспитанности и образованности членов общества, что обеспечивается их обучением. Становление и развитие украинского государства нуждаются в высокообразованных, всесторонне развитых гражданах, национально сознательных, с чувством причастности к созданию государства. На решение этого задания должны направляться учебно-воспитательная деятельность школы, потенциальные воспитательные возможности всех учебных дисциплин.

3. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает, учебно-материальной базы (учебные кабинеты, искусные, их оснащение техническими средствами обучения, приборами, инструментами, компьютерной техникой, дидактическими материалами и тому подобное).

4. Процесс обучения зависит от возрастных и реальных учебных возможностей учеников. Его содержание и методы определяют, прежде всего, учитывая возрастные особенности детей. Реальные учебные возможности учеников обусловлены уровнем развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, знаний и умений, навыков к обучению, отношением к обучению, физическим состоянием и работоспособностью. Свидетельства этого – в школе разные дети учатся по-разному.

5. Эффективность процесса обучения зависит от уровня активности ученика. Суть этой закономерности заключается в том, что результаты обучения ученика зависят от характера учебно-познавательной деятельности и уровня развития его мотивационной сферы.

6. Обучение предусматривает целеустремленное взаимодействие учителя, ученика и обучаемого объекта. Даже если ученик овладевает предметом самостоятельно за учебником или дополнительной литературой, учитель направляет его познавательную деятельность и контролирует ее.

7. Учебный процесс эффективный лишь при условии активности учеников. Что большее разнообразие деятельности учеников на уроке, что большая интенсивность их труда, организованного педагогом, то более результативный процесс обучения.


Сейчас читают про: