Средства обучения — это материальные объекты и педагогическое общение, используемые в учебном процессе в качестве носителей учебной информации, а также инструмента деятельности педагога и учащихся, предназначенные для достижения поставленных целей обучения.
При этом материальные объекты, используемые как средства обучения, можно подразделить на предметы естественной природы и искусственно созданные человеком, а педагогическое общение на вербальное (словесное) и невербальное.
Таким образом, к средствам обучения можно отнести и слово педагога, и невербальные средства общения (поза, жест, мимика, взгляд и т.д.), и текст книги, и оборудование, и приборы, и учебные принадлежности, и наглядные пособия и т.д.
Виды средств обучения весьма разнообразны, их состав зависит от уровня развития науки, техники и информационных технологий. В настоящее время в профтехучилищах находят широкое применение следующие виды средств обучения:
- Печатные материалы для работы учащихся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы — карточки-задания, учебные инструкции, учебные алгоритмы, и т.д.;
- Учебное оборудование: машины, механизмы, инструменты, приспособления, приборы и т.д.;
- наглядные пособия:
а) натуральные — оборудование, приборы, инструменты, материалы, образцы и т.д.;
|
|
б) изобразительные:
• плоскостные (плакаты, картины, карты, диаграммы, схемы и т.д.);
• объемные (модели, макеты, муляжи, динамические щиты, электрифицированные схемы и т.д.);
технические средства обучения (ТСО): учебные видео- и кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, радио- и телепередачи, аудио-и видеозаписи в комплекте с соответствующими техническими устройствами, тренажеры, оборудование для программированного обучения в комплекте с учебной документацией, ЭВМ, технические устройства для контроля знаний и умений учащихся и т.д.