Образование СССР

Да здравствует СССР!

Заявляя в своих программных работах о праве наций на самоопределение, большевики, тем не менее, после захвата власти не спешили предоставлять автономию всем без исключения национальным территориям. Если Польша и Финляндия быстро реализовали свои права, то другие регионы Москва рассматривала как сферу своих непосредственных интересов.

В случае с некоторыми территориями влияние России шло только на пользу местным народам, не имевшим достаточно развитой идеи национального государства (или утратившей ее в ходе истории). Другие же отстаивали право на самостоятельность, но натолкнулись на противодействие коммунистической власти, которая тем более была недовольна автономистскими тенденциями, что их представляли лидеры некоммунистических партий. В идеологии большевизма одним из основных пунктов оставался интернационализм и распространение революции по всей Европе. Конечно, наглядным подтверждением идей мировой революции должны были стать, в первую очередь, связанные с Россией дружеские государства, где также победила революция.

Еще в годы Гражданской войны фактически сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. по инициативе Украины (естественно, ее советского, фактически подчиненного московскому центру, руководства) ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. Было создано единое руководство вооруженными силами. В сентябре и декабре 1920 г. РСФСР заключила союзные договоры с Азербайджанской и Украинской Советскими республиками, а в 1921 г. — с Белорусской, Армянской, Грузинской республиками. Латвия и Литва в это время стали суверенными государствами. К РСФСР тяготели две народные республики в Средней Азии: Бухарская и Хорезмская (бывшее Хивинское ханство).

Традиционные экономические связи и региональная специализация в рамках общероссийской экономики создавали определенные предпосылки для объединения. В национальных республиках различными путями большевики установили свою власть. Идентичность политической системы также благоприятствовала объединению.

В марте 1922 г. Армения, Грузия, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик. Образованию Союза ССР предшествовали съезды Советов Украины, Белоруссии, Закавказья и РСФСР, где было принято решение о необходимости объединения в Союз на равноправных началах.

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял Наркомат по делам национальностей. К тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и по одному представителю от каждой республики.

Проектов создания Союза было несколько. Первый, предложенный Сталиным, предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономии. Со своей стороны, руководство Грузии считало, что республики должны сохранить атрибуты самостоятельности и независимости и строить свои отношения на договорных основах. Фактически это предложение означало создание конфедерации советских республик. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

В итоге на заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. был принят проект Сталина. При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на Пленуме ЦК передать национальным ЦК как обязательную к исполнению директиву. Пленум был назначен на 5 октября.

Однако Ленин, который еще влиял на происходящее во властных кругах, полагал, что союз должен строиться на федеративных началах, где Россия будет равной в правах и обязанностях с остальными республиками. Проект Сталина он отверг, как ущемляющий права республик, а грузинский вариант — как имеющий недостаточный уровень объединения. Очень тяжело Ленин переживал случившийся как раз во время подготовки договора инцидент в Грузии, когда представители центра (в частности Орджоникидзе) своими грубыми и бестактными действиями восстановили против себя местных коммунистов. Лидер РКП(б) с горечью писал, что «советский бюрократический аппарат представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет… не было никакой возможности». Сталин всячески пытался затянуть передачу материалов Ленину, письма вождя зачитывались только при закрытых дверях, но преодолеть то влияние, которое Ленин еще имел в партии, генеральный секретарь не мог.

В итоге вместо параграфа «признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР» была принята формулировка «признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в “Союз Советских Социалистических Республик” с оставлением за каждой из них права свободного выхода из Союза».

29 декабря 1922 г. в Кремле состоялась конференция делегаций национальных республик, которая утвердила проекты Деклараций об образовании СССР и проект Союзного договора. Торжественная церемония их подписания была назначена на 30 декабря 1922 г. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся в 11 часов в Андреевском зале Кремля. На нем были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. Сталин предложил принять документы без обсуждения, но по предложению Фрунзе они были приняты в основном и направлены на доработку. От РСФСР Договор подписал Калинин, от УССР — Фрунзе и Петровский, от ЗСФСР — Цхакая, от БССР — Червяков. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. На I съезде был избран ЦИК СССР во главе с Калининым и СНК СССР во главе с Лениным. II съезд в январе 1924 г. принял Конституцию СССР, закрепившую создание нового государства, но ни Декларация, ни Договор на нем уже не обсуждались.

Позже количество республик, вошедших в Союз, увеличилось. На территории Средней Азии возникли Узбекская и Туркменская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В составе УССР образовалась Молдавская АССР.


РУРСКИЙ КРИЗИС И ПЛАН ДАУЭСА

Версальские соглашения поставили Германию в крайне тяжелое положение. Вооруженные силы страны были резко ограничены. Германские колонии поделили между собой победители, и обескровленная германская экономика отныне могла опираться лишь на те сырьевые ресурсы, которые имелись на ее сильно сократившейся территории. Страна должна была выплатить большие репарации.

30 января 1921 г. в Париже завершила работу конференция стран Антанты и Германии, установившая общую сумму германских репараций в 226 млрд золотых марок, которая должна быть выплачена за 42 года. 3 марта соответствующий ультиматум был вручен министру иностранных дел Германии. В нем содержалось требование в течение 4 дней выполнить его условия. 8 марта, не получив ответа на ультиматум, войска Антанты оккупировали Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф; одновременно были введены экономические санкции против Германии. 5 мая страны Антанты предъявили Германии новый ультиматум с требованием в течение 6 дней принять все новые предложения репарационной комиссии (выплатить в течение 66 лет 132 млрд марок, в том числе 1 млрд — немедленно) и выполнить все условия Версальского договора о разоружении и выдаче виновников мировой войны; в противном случае союзные войска угрожали полностью оккупировать Рурскую область. 11 мая 1921 г. кабинет рейхсканцлера Вирта за два часа до истечения срока ультиматума принял условия союзников. Но лишь 30 сентября французские войска были выведены из Рура. Впрочем, Париж не переставал думать об этом богатом регионе.

Объем репараций оказался Германии не по силам. Уже осенью 1922 г. правительство Германии обратилось к союзникам с просьбой о предоставлении моратория на выплату репараций. Но возглавляемое Пуанкаре французское правительство ответило отказом. В декабре глава Рейнско-Вестфальского угольного синдиката Стиннес отказался выполнять поставки по репарациям даже под угрозой занятия войсками Антанты Рура. 11 января 1923 г. 100-тысячный франко-бельгийский контингент оккупировал Рурский бассейн и Рейнскую область.

Рур (после того, как у Германии по Версальскому договору отобрали Верхнюю Силезию) давал стране около 80 % угля, здесь было сосредоточено более половины немецкой металлургии. Борьба за Рурскую область объединила немецкую нацию. Правительство призвало к пассивному сопротивлению, которое, впрочем, началось и без всяких призывов. В Руре встали предприятия, не работали транспорт и почта, не платились налоги. При поддержке армии развернулись партизанские действия и саботаж. Французы ответили на это арестами, депортациями и даже смертными приговорами. Но это не изменило ситуацию.

Потеря Рура привела к обострению экономического кризиса во всей стране. Из-за отсутствия сырья тысячи предприятий прекратили работу, возросла безработица, снизилась заработная плата, увеличилась инфляция: к ноябрю 1923 г. 1 золотая марка стоила 100 млрд бумажных. Веймарская республика зашаталась. 26 сентября канцлер Штреземан объявил о прекращении пассивного сопротивления в Рурской области и возобновлении выплаты Германией репараций. В этот же день было объявлено чрезвычайное положение. Отказ от сопротивления французам активизировал правых и левых экстремистов, а также сепаратистов во многих областях Германии. Коммунисты возложили вину за оккупацию Рура на правительство и призвали к акциям гражданского неповиновения и всеобщей стачке. С помощью рейхсвера восстания были подавлены в зародыше, хотя без крови не обошлось: в Гамбурге дело дошло до баррикадных боев. В ноябре 1923 г. коммунистическая партия была официально запрещена. 8–9 ноября 1923 г. в Мюнхене произошла попытка переворота, которую организовала до того мало кому известная организация правого толка — НСДАП.

С 26 сентября 1923 по февраль 1924 г. исключительными полномочиями в Германии в соответствии с чрезвычайным положением оказались наделены министр обороны Гесслер и начальник управления сухопутными силами рейхсвера генерал фон Сект. Эти полномочия на практике сделали генерала и армию диктаторами рейха.

Великобритания и США были недовольны непримиримой позицией Франции и настаивали на ведении переговоров по поводу установления более реальной суммы репараций. 29 ноября в Лондоне комиссия по репарациям создала два экспертных комитета для изучения вопроса стабилизации экономики Германии и обеспечения ею уплаты репараций. 16 августа 1924 г. там же завершила работу конференция стран Европы, США и Японии, принявшая новый репарационный план американского банкира Чарлза Дауэса.

В соответствии с планом Дауэса Франция и Бельгия эвакуировали войска из Рурской области (они начали это делать 18 августа 1924 г. и закончили через год). Был установлен скользящий график выплат (которые постепенно увеличивались с 1 млрд марок в 1924 г. до 2,5 млрд в 1928–1929 гг.). Главным источником покрытия репараций предполагались доходы государственного бюджета за счет высоких косвенных налогов на товары широкого потребления, транспортных и таможенных сборов. План ставил экономику Германии в зависимость от американского капитала. Стране предоставлялось 800 млн марок в качестве займа от США для стабилизации валюты. План был рассчитан на то, что немецкие промышленники и торговцы перенесут свою внешнеэкономическую деятельность в Восточную Европу. Принятие плана свидетельствовало об усилении в Европе влияния США и о провале попытки Франции установить свою гегемонию.

Выплата репараций должна была осуществляться как товарами, так и наличными деньгами в иностранной валюте. Для обеспечения платежей предусматривалось установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами. Контроль осуществлялся специальным комитетом экспертов, во главе которого стоял генеральный агент по репарациям. Чарлза Дауэса называли спасителем Европы, а в 1925 г. он получил Нобелевскую премию мира.

16 октября 1925 г. в швейцарском городе Локарно завершила свою работу международная конференция, в которой участвовали представители Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Германии, Польши и Чехословакии. Конференция приняла Рейнский пакт, который обеспечивал неприкосновенность границ между Францией, Бельгией и Германией. Последняя окончательно отказалась от претензий на Эльзас и Лотарингию, а Франция — от притязаний на Рурскую область. Было подтверждено положение Версальского договора о демилитаризации Рейнской области и одобрен план Дауэса. Кстати, восточные германские границы не подпадали под систему выработанных в Локарно гарантий, что было частью антисоветской политики держав.

Урегулирование репарационного вопроса и ликвидация рурского конфликта создали благоприятные условия для притока в Германию иностранного капитала. К сентябрю 1930 г. сумма иностранных, главным образом американских, капиталовложений в Германии составила 26–27 млрд марок, а общая сумма германских репарационных платежей за тот же период — немногим более 10 млрд марок. Эти капиталы способствовали восстановлению промышленного производства Германии, которое уже в 1927 г. достигло довоенного уровня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: