Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве

Методы работы с источниками по Успенскому

ü Методы поиска и сбора информ (археологические материалы)

ü Методы обработки информ (сравнения, ранжирование)

ü Методы анализа информ (синтез, анализ, моделирование, критика).

3. Периодизация – это опред-е периодов.

А) Концепция П.Ф. Каптерева. Конец 19в нач 20в.

Анализирует общий ход русского образования. Выделил 2 важных обществ-х учреждения: гос-во и церковь. Также выделил 3 периода:

v «церковно-религиозная педагогия» до Петра Великого

v Гос-ая педагогия, длился до эпохи освобождения крестьян (1861)

v Обществ-я педагогия

Данная периодизация основана на принципе влияния того или иного института на процесс образования и воспит-я.

Б) Концепция Хофмана. 70-е гг. 20 столетия.

Выделили 3 периода:

v Донаучный период – в его рамках происходит накопление пед-го опыта. Относится 3 истор-х этапа:

- первобытная эпоха

- древний мир

- средние века

v Промежуточный период – в его рамках формир концепции, теории, кт явл рез-ом осмысления, обобщения опыта накопленного в предыдущем периоде с позднего средневековья, возрождение, новое время.

v Научный – новейшее время.

Данная периодизация основана на принципе научности.

В) Концепция советских ученых (Равкин, Константинов, Медынский).

Сов-ие ученые в истории образования выделяли 3 раздела:

- история зарубежной пед-ки

- история отечественной дореволюционной пед-ки

- история советской пед-ки

В основу самой периодизации был положен принцип влияния той или иной обществ-эконом формации Маркса и Энгельса. Выделялось:

v Воспит-е в первобытнообщинном строе

v Рабовладельческий строй

v Феодальный

v Эпоха капитализма

v Социалистический строй

Данная периодизация носила идеологический хар-р.

Г) Концепция совр-х исследователей (Пискунов, Джуринский).

Данные исследователи предполагают рассматривать развитие воспит-я, образования в разных странах в каждом истор-м периоде:

vЭпоха первобытного об-ва

vДр. мир и античность

vЭпоха средневековья и возрождения

vЭпоха нового вр.

vНовейшее вр.

Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.

Мировая наука предлагает несколько концепций происх воспит-я. К числу традиц отнсятся: эволюционно- биологическая теория (Ш. Летурна, Симсон, спинос) и психол теория (Монро).

Представители 1 теории сближали воспит деят-ть людей первобытного общ-ва с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Монро объяснял происх воспит-я проявлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым.

Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное восптание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

Но существует и еще одна концепция (социальная), согласно которой основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической рабо­те «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» пи­сал: «...труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человече­ское общество возникло с того времени, как началось изготовле­ние человеком орудий труда. Это требует уже некоторых целенаправленных указаний, наставлений, разъяснений со стороны взрослых как относительно цели самого процесса изготовления орудий, так и относительно его техники.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и раз­множения, преобразовала животного в человека, создала человече­ское общество, в котором формирование человека стало опреде­ляться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознатель­ное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности и всей общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человек

Воспитание в первобытном обществе. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством при­учался к коллективному труду и быту. В условиях суровой жизни и тяжелой борьбы с природой человек мог жить и трудиться толь­ко коллективно. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем от­цовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, со­провождавшие жизнь первобытных людей.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охо­те и рыбной ловле, в изготовлении оружия, девочки под руковод­ством женщин собирали и выращивали урожаи, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей — дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руковод­ством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвя­щениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились ското­водство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производитель­ных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомер­ный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития, появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием зем­ли- кормилицы, хлеба, старших и предков.

у древних славян эмпирическим путем сложилась особая возрастная периодизация и соответствующая ей система воспитания.

С 0 до 3 лет ребенка называли «детя». Это был возраст начального материнского воспитания детей обоего пола.

С 3 до 6 лет детей называли «мальчик», «молодой», «молодица». Начинался данный возрастной этап с ритуала первого пострига, который символизировал необходимость начала воспитания. По истечении этого возраста начиналась половая дифференциация в воспитании. Мальчиков впервые сажали на коня и передавали для воспитания кумовьям или дядьям, а девочек оставляли матери.

На протяжении этих двух возрастов славянами использовались народные методы и средства воспитания, которые в том или ином виде сохранились и до наших дней. Прежде всего, это колыбельные песни, которые не только отражали материнскую любовь и заботу о ребенке, но и содержали определенные правила поведения («Баю, баюшки,баю. Не ложися на краю..,»). Следом шли сказки, в которых всегда торжествовала победа добра над злом, говорилось о добром отношении к людям, о любви к родителям, семье, детям, закладывались основы нравственного поведения. Этому же способствовали и пословицы, и поговорки. С помощью загадок осуществлялось умственное развитие детей, с помощью примет - развивалась наблюдательность, формировалось знание природы, бережное отношение к ней. Игрушки способствовали знакомству детей с трудом и бытом. Предания и былины знакомили с историей народа, его героями, воспитывали патриотизм.

Ребенка с 6 до 12 лет называли «чадо». Девочки воспитывались дома, обучаясь у матери рукоделию, приготовлению пищи, хозяйственным умениям. Мальчики, как правило, обучались в «домах молодежи», где под руководством сведущего в различных искусствах учителя должны были уметь проходить различные испытания, готовясь тем самым к обряду посвящения во взрослые члены общества.

Детей с 12 до 15 лет называли «отрок», «отроковица». С одной стороны, они становились более самостоятельными, с другой - должны были пройти обряд инициации. Для юношей это мог быть военный подвиг, участие в боевом походе, первая самостоятельная охота. Девушки либо изготовляли оберег (амулет), который потом дарили своим возлюбленным, либо должны были продемонстрировать свое искусство в изготовлении одежды.

С появлением семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобре­тали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нор­мы. Обучение ремеслам и искусствам, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древне­му (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и резами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

В связи с классовым расслоением общества появляется нерав­ное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в X веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: