III. Организация и управление деятельностью

- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);

- функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);

- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:

1) по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;

2) по способу влияния педагога – непосредственные.

В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По субъекту организации классификация форм может следующей:

- Организаторами детей являются педагоги, родители и др. взрослые;

- Организация деятельности осуществляется на основе сотрудничества;

- Инициатива и ее реализация принадлежит детям;

Все формы так же классифицируются по результату:

- Результат - информационный обмен

- Результат - выработка общего решения (мнения)

- Результат - общественно значимый продукт

По числу участников формы делятся на:

- Индивидуальные (педагог-ученик) — охватывают всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.;

- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);

- Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учеников и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем, как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: