Воспитание в древней Месопотамии. Программа обучения была светской, а религиозное образование и спорт, по-видимому, не входили в систему школьных занятий. Нет также каких-либо указаний на обучение в школе иностранным языкам.
О программе школьного образования дают представление прежде всего гимны шумерского царя Шульги (2093—2046 до н.э.). Судя по гимнам Шульги, у шумеров идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам.
В школах изучали также «Законы Хаммурапи» — свод правил жизни и воспитания детей.
Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.
Обучение было основано на бесконечных повторениях.
Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов к текстов. Использовался прием диалога-спора.
В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т. д.
Воспитание в древнем Египте.
Цель воспитания- формирование немногословного, стойкого к ударам судьбы человека.
Первые школы возникли на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. Обучение носило узко сословный хар-р, лишь принадлежность к привилегированным слоям давало образование высшего качества. Курс обучения был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивидуальным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей.
Родители стремились сами обучать ребенка, т.е. воспитание было ориентировано на семейное воспитание (специализация обучения детей на основе профессии родителей).
Особое внимание уделялось нравственному воспитанию.