Таким образом, гуманистически ориентированный педагог с первых дней пребывания ученика в школе, будет взаимодействовать с ним в режиме личностно – развивающего диалога, авансируя ему многие намерения, желания, мысли. Развитие субъективной позиции школьника – не стихийный процесс.
3. В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера, которые принято называть изменениями или эффектами. В последнее время эти новообразования чаще называют феноменами. Они могут иметь конструктивный (развивающий) и деструктивный (разрушающий) характер.
Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия является психологический статус личности, без обретения которого не может существовать процесс активного, последовательного, прогрессивного развития и саморазвития личности. Именно педагогическое влияние позволяет ученику осознать несовпадение «Я – реального» и «Я – идеального» = без чего не может произойти акт развития.
Феномен авторитета педагога имеет особое значение в реализации используемых им стратегий педагогического взаимодействия.
Для младших школьников, учитель является авторитетом, в силу авторитетности своей ролевой позиции.
Для подростка одного авторитета учителя уже мало. Подросток признает за учителем право на принятие ответственного решения и в ситуации подлинного авторитета личности педагога.
У старших школьников усиливается личностный авторитет учителя за счет уменьшения ориентации на роль.
В процессе педагогического взаимодействия могут возникать психические феномены, зачастую не осознаваемые ни учащимися, ни учителями. Это воздействие можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Прежде всего это фасилитация, т.е. изменения эффективности деятельности ученика при контакте с учителем или с другими учениками. Например, «Новый учитель».
Феномен негативной фасилитации – учитель тормозит активность учащихся, вызывая негативное отношение не только к себе, но и к деятельности.
Взаимоотношение – система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, представляя возможность для самораскрытия способностей каждого.
Феномен доверия - доверие есть открытость миру, людям, явлений, процессов.
Отсутствие доверия, отчуждения от ребенка – одна из главных деформирующих причин, задерживающих развитие его личности. В процессе развития ребенка идет выработка базисного доверия к миру. Мир должен входить в сознание ребенка радующим. Нужно, чтобы ребенок накапливал опыт позитивной оценки, похвалу = развивают и поддерживают самооценку и самоуважения. Начиная с 4-х лет ребенок начинает чувствовать других людей.