Цель:
- познакомить с понятием «взаимодействие», «взаимоотношения», «общение», «конфликт», «феномен», с механизмами и стратегиями педагогического взаимодействия, со стилями общения,;
- повторить предыдущую тему;
- развитие интереса к предмету, любопытства, активности, пытливости ума, смекалки, воображения, умении употреблять в речи педагогические термины, разбираться в них;
Оборудование: учебник «Педагогика начальной школы» И. П. Подласый, «Возрастная психология», «Педагогика» Смирнов С. А., «Возрастная психология» И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение предыдущей темы в форме контрольной работы.
3. Изложение нового материала
План:
Понятие «педагогическое взаимодействие».
Механизмы педагогического взаимодействия.
Стили общения.
Стратегии педагогического взаимодействия.
Стадии коммуникации.
Межличностные отношения, как результат педагогического взаимодействия.
1. Взаимодействие – объективные связи и отношения, которые существуют между людьми в социальных группах, в процессе и результате которых возникают взаимоотношения.
|
|
Взаимоотношения – субъективные отношения между членами группы.
Воздействие бывает: прямое (непосредственное отношение к учащимся) и косвенное (усилие не на ученика, а на окружение) при воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо (у каждого есть одноклассники с мнением которого считаются).
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимися, обусловлена объективными условиями педагогического процесса. Например, контроль результатов деятельности учащихся
Личностное взаимодействие – личностные особенности, которые проступают через ролевое поведение, т.е. затрагивает мотивационно – смысловую сферу учащихся.
Взаимодействие педагога на ученика может быть преднамеренным (осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее планирует и моделирует ожидаемые изменения) и непреднамеренным
Механизмы преднамеренного влияния являются убеждения и внушение.
Убеждение - система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает.
Внушение - основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации (с внушением тесно связано подражание).
Подражание – это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение.