double arrow

Задачи воспитания. - целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;


- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

- развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Принципы воспитания:

– общественная направленность воспитания;

– связь воспитания с жизнью, трудом;

– опора на положительное в воспитании;

– единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения.

Занимаясь воспитанием, педагог профессиональной школы дол­жен хорошо представлять себе не только конкретные педагогические действия, но и знать, какими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процес­са формирования личности.

Закономерности дают знание о том, как протекают воспитатель­ные процессы. Закономерности воспитания как процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами воспи­тательного процесса.

Воспитание как социальное явление, является функцией обще­ства по подготовке подрастающего поколения к жизни и опирается на следующие общие закономерности (В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов):

1. Обязательность присвоения подрастающим поколением социально­го опыта старших поколений.

2. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства, уровнем развития про­изводительных сил общества и соответствующих им производствен­ных отношений.

3.Характер воспитания определяется интересами, господствующими в обществе.

4. Результаты воспитания зависят от характера деятельности, в кото­рую на том или ином этапе своего развития включается подрастаю­щее поколение.

5 .Результаты воспитания определяются единством целей, содержа­ния и методов воспитания.

Как отмечает В.А. Сластенин, различия в организации препода­вания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т,е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют ме­сто в деятельности мастера производственного обучения. Например, мастер производственного обучения в процессе своей деятельности решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организовал, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Хороший мастер производственного обучения, мастер-профессионал не только передает свои знания, умения ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление.

Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются, прежде всего, те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности мастера производственного обучения. В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера производственного обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целостным педагогическим процессом.


Сейчас читают про: