- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
Принципы воспитания:
– общественная направленность воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– единство воспитательных воздействий.
В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения.
Занимаясь воспитанием, педагог профессиональной школы должен хорошо представлять себе не только конкретные педагогические действия, но и знать, какими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности.
Закономерности дают знание о том, как протекают воспитательные процессы. Закономерности воспитания как процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.
Воспитание как социальное явление, является функцией общества по подготовке подрастающего поколения к жизни и опирается на следующие общие закономерности (В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов):
1. Обязательность присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений.
2. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства, уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений.
3.Характер воспитания определяется интересами, господствующими в обществе.
4. Результаты воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается подрастающее поколение.
5.Результаты воспитания определяются единством целей, содержания и методов воспитания.
Как отмечает В.А. Сластенин, различия в организации преподавания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т,е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют место в деятельности мастера производственного обучения. Например, мастер производственного обучения в процессе своей деятельности решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организовал, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Хороший мастер производственного обучения, мастер-профессионал не только передает свои знания, умения ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление.
Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются, прежде всего, те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности мастера производственного обучения. В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера производственного обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целостным педагогическим процессом.