Общие требования общества
Цели системы образования
Цели конкретного учебного заведения (акцент на проф. образ.)
Цели образовательного процесса
Цели учебных дисциплин
Цели урока (темы)
Цели отдельных заданий
Конкретные цели – уточненные представления педагогов о желаемых изменениях учащихся.
Технологичность, неустойчивость, изменчивость, четка формулировка, прикладной характер по отношению к общим целям.
В образовательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога.
Целеполагание – процесс постановки цели, характеризуется как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:
1) выдвижение и обоснование целей,
2) определение путей их достижения;
3) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагания будет успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потербностей и возможностей участников педагогического процесса, а так же условий в которых протекает образовательный процесс.
|
|
Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в педагогическом процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели образования.