1. Определение целей через изучаемое содержание.
Например: «изучить явление электромагнитной индукции», или «изучить теорему Виета», или «изучить содержание таких-то глав». Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно — указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.
2. Определение целей через деятельность учителя. Например: «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания» или «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ постановки цели— «от учителя» — сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе.
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развитияученика. Например: «формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «развить умение выразительного чтения»; «формировать умение самостоятельно анализировать условие и находить способ решения математической задачи»; «развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»; «формировать интерес»…
Сторонники педагогической технологии полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного урока? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально».
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «цель урока – решение задач на нахождение корней квадратного уравнения», или «выполнение упражнений на шведской стенке», пли «исследование клеточной структуры растения».