double arrow

Педконфликты и способы их разрешения


Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта, направленной на разрешение решение противоречий.

Признаки: биполярность; активность, направленная на преодоление противоречия; субъекты как инициаторы конфликта (нельзя находится в конфликте с природой например)

Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Особенности педконфликтов:

· Проф. ответственность педагога

· Участники имеют различный социальный статус

· Разница в возрасте и жизненном опыте порождают различную степень ответственности

· Различное понимание событий и их причин участниками

· Присутствие других учеников при разрешении è воспитательный потенциал

· Проф.позиция обязывает учителя взять инициативу по разрешению конфликта на себя

· Легче предупредить, чем разрешить

Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляющих элементов (структуры) и динамических характеристик (развития).

Структура: стороны (участники), условия (пространственно-временные, социально-психологические, социальные), предмет конфликта, действия, исход.




Стадии протекания:предконфликтная (нарастание противоречий, инцидент – формальный повод, стечение обстоятельств), собственно конфликт (открытое противоборство, конфликтоген – слова, действия, бездействие), разрешение, послеконфликтная* (напряжение остаётся)

Типы и причины конфликтов:

- по участникам: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые

- от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, средств достижения целей, потенциалов, правил взаимодействия

-от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию), деструктивные (создают напряжённость, ведут к разрушению)

- в зависимости от длительности и напряжённости: бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие

Предпосылки: объективные ( условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации) и субъективные (индивидуальные особенности людей, отрицательное отношение к учителю).

Причины:

Учитель-ученик: Нарушение дисциплины, Плохое выполнение дз, Нездоровые отношения между учениками, Оскорбление со стороны учителя, грубость, Необъективная оценка

Учитель – учитель: Нетактичное отношение, Неудобное расписание, Перекладывание чужих обязанностей, Неравномерное распределение нагрузки

Учитель – родители: Самоустранение родителей от процесса обучения, Предвзятое отношение со стороны учителя

Правила поведения в ситуации конфликта:

· Не отвечать агрессией на агрессию

· Не оскорблять и не унижать

· Соблюдать такт и корректность

· Давать возможность высказаться

· Проявлять эмпатию

· Не навязывать свою точку зрения

· Не делать скоропалительных выводов

· В своих выводах опираться только на факты








Сейчас читают про: