Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта, направленной на разрешение решение противоречий.
Признаки: биполярность; активность, направленная на преодоление противоречия; субъекты как инициаторы конфликта (нельзя находится в конфликте с природой например)
Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.
Особенности педконфликтов:
· Проф. ответственность педагога
· Участники имеют различный социальный статус
· Разница в возрасте и жизненном опыте порождают различную степень ответственности
· Различное понимание событий и их причин участниками
· Присутствие других учеников при разрешении è воспитательный потенциал
· Проф.позиция обязывает учителя взять инициативу по разрешению конфликта на себя
· Легче предупредить, чем разрешить
Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляющих элементов (структуры) и динамических характеристик (развития).
|
|
Структура: стороны (участники), условия (пространственно-временные, социально-психологические, социальные), предмет конфликта, действия, исход.
Стадии протекания: предконфликтная (нарастание противоречий, инцидент – формальный повод, стечение обстоятельств), собственно конфликт ( открытое противоборство, конфликтоген – слова, действия, бездействие), разрешение, послеконфликтная* ( напряжение остаётся)
Типы и причины конфликтов:
- по участникам: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые
- от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, средств достижения целей, потенциалов, правил взаимодействия
- от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию), деструктивные (создают напряжённость, ведут к разрушению)
- в зависимости от длительности и напряжённости: бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие
Предпосылки: объективные (условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации) и субъективные (индивидуальные особенности людей, отрицательное отношение к учителю).
Причины:
Учитель-ученик: Нарушение дисциплины, Плохое выполнение дз, Нездоровые отношения между учениками, Оскорбление со стороны учителя, грубость, Необъективная оценка
Учитель – учитель: Нетактичное отношение, Неудобное расписание, Перекладывание чужих обязанностей, Неравномерное распределение нагрузки
Учитель – родители: Самоустранение родителей от процесса обучения, Предвзятое отношение со стороны учителя
|
|
Правила поведения в ситуации конфликта:
· Не отвечать агрессией на агрессию
· Не оскорблять и не унижать
· Соблюдать такт и корректность
· Давать возможность высказаться
· Проявлять эмпатию
· Не навязывать свою точку зрения
· Не делать скоропалительных выводов
· В своих выводах опираться только на факты