Глава 1. Педагогическая профессия и ее роль в обществе.................................................. 4
В. А. С л а с т е н и н. Учитель и время........................................................................ 4
О. Кутасов а. Учитель в меняющемся мире.......................................................... 6
Н. Осухова. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей
и поиск технологий.................................................................................:..................... 9
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога..................................... 10
Л. Ф. С п и р и н„ Профессиограмма общепедагогическая....................................... 10
А. И.Мищенко. Педагогическая деятельность как способ реализации
учительской профессии............................................................................................... 16
A. А. Дубровский. Открытое письмо врача учителю..................................... 21
Глава 3. Система подготовки к педагогической деятельности и профессиональное
становление личности учителя............................................................................ 25
B. А. Сластену н. О современных подхбдах к подготовке учителя.................. 25
Е. Н. Ш и я н о в. Гуманизация профессионального становления педагога............. 26
|
|
Раздел II
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
i
Глава 1. Педагогика в системе современного человекознания.......................................... 28
В. М. Полонский. Методы анализа и прогноза развития
педагогической науки...,............................................................................................. 28
Б. Т. Лихаче в. Основные категории педагогики............................................. 29
В. Д. Ш а д р и к о в. О реальной добродеятельной педагогике............................. 33
Б. Т. Лихачев. Сущность, критерии и функции научной педагогики.............. 37
Б. М: Б и м-Б а д. Что такое педагогическая антропология?................................... 40
Глава 2. Методология и методы педагогических исследований........................................ 45
В. И. Журавлев. Педагогика и философия: новые аспекты связи................... 45
В. С. Шубинский. Философия подхода к педагогической теории..................... 48
В. И. 3 а г в я з и н с к и й. Учитель как исследователь............................................ 52
В. В. Г о р ш ко в а. Диалог как метод педагогического исследования................... 56
Глава 3. Философские основания современной педагогики............................................... 59
Г. Б. Корнетов. Гуманистическое образование: традиции и перспективы..... 59
И. И. С у л и м а. Философская герменевтика и образование................................... 61
В. А. С и т а р о в. Гуманистическая ценность педагогики ненасилия..................... 62
Глава 4. Развитие, социализация и воспитание личности................................................ 64
Педагогический манифест «от ученика к личности».............................................. 64
А. С. Б а т у е в, Л. В. С о к о. л о в а. О соотношении биологического
|
|
и социального-в природе человека.............................................................................. 68
Г. С. К о с т ю к. Движущие силы развития и воспитания....................................... 71
А. В. М у д р и к. Социализация и воспитание......................................................... 74
A. А. Б о д ал е в. Социальная среда и формирование ребенка
как личности и как субъекта деятельности................................................................80
B. Д. Ш а д р и к о в. Развитие и воспитание............................................................. 82
Глава 5. Проблема цели воспитания в педагогике.............................................................. 84
Г. Н.Прозументова. Цель в педагогике: догматическое
и парадигматическое определение............................................................................. 84
Н. М. Т а л а н ч у к. Понятие «гармонически развитая личность»......................... 86
B. Д. Ш а д р и к о в. Педагогика личности............................................................... 88
C. Д. Поляков. Психопедагогика воспитания..................................................... 90