Представители революц.-пед.направления (Белинский, Герцен, Чернышевкий, Добролюбов)

В эти годы стало массовым «хождение учительства в народ» с целью поддержки отечественного просвещения. Большую роль в этом движении сыграли земства и земские школы.

Шел процесс оформления разных направлений в общественной педагогике. С актуальными педагогическими идеями выступают такие общественные деятели, как Одоевский, Лобачевский, Хомяков, Добролюбов. Активно развивается общественная педагогика, уникальные гуманистические образовательные и воспитательные системы в различных типах школ. Пе дагогические идеи Белинского тесно связаны с его философскими исканиями. Каждый человек должен заняться самоусовершенствованием, воспитать в себе искру любви к человечеству. Для этого народу необходимо просвещение. Наделяя всех людей, независимо от сословной принадлежности, высокими интеллектуальными качествами, Белинский требовал равного для всех образования. По его мнению происходила недооценка народности в воспитании. Нельзя отрывать общечеловеческое от национального. На первом плане – нравственное воспитание. Задача нравственного воспитания – привитие правильного отношения к людям. Средства: приучение, наставление, положительный пример; худ. литература, правильный режим. Большое место отводил естественным наукам. Заботился об обоснованных знаниях для разностороннего общего образования. Прогрессивная позиция по вопросу о женском воспитании. Выступал за равное для мужчин и женщин образование. Уверен в том, что вся система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. На первом месте – нравственное и умственное воспитание, направленное на формирование гражданских устремлений, в духе народности, любви к народу, родному языку, природе. Работы: «Рассуждения о воспитании», «Сказки Гофмана», «Сказки дедушки Иринея» и др.

А. И. Герцен – революционер-демократ, соратник Белинского по созданию новой педагогики. Считал, что человеку присущи много врожденных и приобретенных задатков, которые формируются его социальной жизнью. Человек – не только продукт среды, он сам воздействует на нее, изменяет. Воспитание имеет исторический характер, оно разное для разных стран и сословий. Значение умственного воспитания. Исключительно большое значение изучению естественных наук, которые способствуют формированию мировоззрения. Стремился к органичному соединению естествоведческого образования с изучением гуманитарных наук. Знание должно быть результатом собственного упорного труда. Учение – процесс активной умственной деятельности. Огромную роль играет расположение воспитателя к ребенку, уважение в нем человеческой личности, знание и учет разумных потребностей. Предоставляя ребенку разумную свободу, необходимо думать и об авторитете. Воспитатель должен не только предъявлять воспитаннику определенные требования, но и добиваться их выполнения. Работы: «Доктор Крутов», «Опыт бесед с молодыми людьми» и др.

В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он высказал мысль, что бедные и власть-неимущие люди никогда не смогут подняться из тёмного невежества, им не доступны блага образования. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей. Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага. Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования. Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности. Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.

Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых. Добролюбов стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо". Исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо"). Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При, этом делились радикальные, далеко идущие выводы. Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям деятельности личности, следует "предпринять коренное изменение для общественных отношений, господствующих над нами и изменяющих нашу деятельность". Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявил, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего человека", лишает их сил. Таким образом, Добролюбов помещал в центр воспитания" заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни. Цель образования не столько сообщение неких знаний, сколько научение "думать самостоятельно, внушить... любовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: