I.В следующих пунктах выберите один наиболее правильный ответ:
1. Основная функция непроизвольного внимания состоит:
а) в выделении в изменяющихся условиях среды наиболее ярких и интересных объектов;
б) в быстрой и правильной ориентации в изменяющихся условиях среды;
в) в выделении в изменяющихся условиях объектов, несущих угрозу для жизни, личности.
2. Основной функцией произвольного внимания является:
а) объективное управление способностью выделять главную цель психического процесса;
б) управление способностью извлекать из памяти нужные ему данные;
в) активное регулирование протекания психических процессов.
3. Переключение внимания проявляется:
а) в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой;
б) в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающий большей раздражающей силой;
в) в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле восприятия.
4. Более эффективно распределяется внимание между:
а) 2–мя видами умственной деятельности;
б) 2–мя видами двигательной активности;
в) 2–мя разными видами деятельности: интеллектуальной и двигательной.
5. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен:
а) 2 – 4 элементам;
б) 5 – 7 элементам;
в) 8 – 10 элементам.
6. Устойчивость внимания зависит от:
а) особенностей объектов сосредоточения;
б) активности личности;
в) типа нервной системы;
г) все ответы верны.
7. Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей:
а) интенсивность раздражителя;
б) структурная организация материала;
в) новизна раздражителя;
г) все перечисленное.
Тема: Эмоциональные состояния
Цель: сформировать понятие об эмоциональных состояниях человека; познакомиться с понятиями фрустрация и стресс.
После изучения указанной темы студенты должны:
знать:
- классификацию эмоциональных состояний: эмоций, чувства, аффекты, настроение, страсть;
- теории эмоций (Джеймса-Ланге, У.Кеннона, информационная теория П.В. Симонова);
- понятие фрустрация и стресс;
уметь:
- проводить профилактику страха и тревожности;
- формировать саногенное мышление у пациента;
- вести себя грамотно в стрессовой ситуации;
- снимать стрессовые напряжение;
- работать с психологическими методиками по выявлению эмоциональных состояний (методика САН).
Информационный материал:
Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на устойчивость, закрепленность и повторяемость проявлений психики. Суть психических состояний – внутреннее отношение субъекта к событиям и явлениям жизни, проявляющиеся в переживаниях. Психические состояния как переживания выражаются в формах эмоций, чувств, настроений и стрессов. Они способствуют выделению объектов, отвечающих потребностям человека, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Следовательно, эмоциональные переживания выступают как регуляторы поведения.
Эмоциональные переживания различаются по интенсивности, продолжительности и качеству. Одной из наиболее универсальных схем, позволяющих классифицировать эмоциональные переживания и их динамку, является учение В.Вундта о трех компонентах эмоций. В.Вундт предполагал, что любое переживание может быть разложено на 3 независимых компонента, которые он представлял в виде координатных осей эмоционального пространства:
1) возбуждение – успокоение;
2) удовольствие – неудовольствие;
3) напряжение – разрядка.
Описание любого эмоционального переживания предполагает 3 основных аспекта:
1) субъективность внутренних переживаний, различный уровень осознания;
2) поведение, т.е. поддающиеся наблюдению выразительные комплексы (экспрессия);
3) физиологическая активация, т.е. процессы, происходящие в системах организма в связи с каким-либо переживанием.
Среди теорий, объясняющих возникновение эмоциональных переживаний, наиболее известны следующие:
1. Теория Джеймса-Ланге. Согласно ей, возникновение эмоций обусловлено изменениями в периферической системе организма (сердечной, сосудистой, секретной), вызванными внешними воздействиями. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Следовательно, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоциональных переживаний, объявлялись их причиной. Связав эмоции исключительно с телесными изменениями, теория перевела их разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам. Главные доводы критики этой теории были получены в экспериментах и свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.
2. Т еория У. Кеннона. Согласно этой теории возникновение эмоций связано с вегетативной нервной системой, органами внутренней секреции (надпочечники) и таламусом. Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, т.к. служат преднастройке всего организма к ситуации, когда требуется повышенная трата энергетических ресурсов. При эмоциональном возбуждении повышенная трата энергетических ресурсов. При эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина в кровь, что оказывает мобилизующее воздействие на организм с целью эффективного действия.
3. Информационная теория (П.В.Симонов, 1964). Согласно этой теории, эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, необходимых для удовлетворения потребности с информаций, поступившей в данный момент. Следовательно, возникновение или невозникновение эмоций связано не столько с самой информацией, поступающей в сознание, сколько с ее количеством.
Эмоциональное Необходимая Имеющаяся
переживание = информация – информация
Положительное эмоции появляются тогда, когда имеющаяся информация в избытке и вероятность максимально полного удовлетворения потребности велика. Наоборот, недостаток информации, реальная или воображаемая невозможность удовлетворения потребности рождают отрицательные эмоциональные переживания.
Из-за постоянного несоответствия действительности текущим потребностями человек отдает предпочтение тем ситуациям, в которых удовлетворение потребности наиболее вероятно.
Эмоция (emoveo – потрясаю) – непосредственное пристрастное переживание ситуации. Собственно эмоции имеют 2 основных свойства:
1) ситуативный характер – непосредственное переживание значимости действующих раздражителей;
2) идеомоторный характер – способность к предвосхищению еще не наступивших событий.
По своему влиянию на деятельность выделяют:
1) стенические эмоции – увеличивающие напряжение, повышающие активность, выполняющие мобилизующую функцию;
2) астенические эмоции – снижающие активность и выполняющие угнетающую функцию.
Чувство – отражение в сознании человека отношения к действительности, к объекту высших потребностей и закрепленное в направленности личности. В отличие от эмоций чувства имеют:
1) предметность, то есть, связаны с представлением о конкретном предмете или идее;
2) устойчивость – способность сохраняться во времени;
3) амбивалентность – одновременное переживание различных, иногда противоположных эмоций.
В отличие от эмоций чувства в онтогенезе проявляются позднее и являются продуктом развития сознания. С точки зрения выраженности чувства выделяют страсть – глубокое чувство, определяющее направленность мыслей и поступков, сосредоточенность на объекте.
Единой классификационной системы чувств нет. В общем выделяют высшее чувства: нравственные – отношение человека к человеку и обществу; интеллектуальные – отношение к процессу познания и его результатам; эстетические – отношение к различным фактам жизни и их проявлению.
Настроение – сохраняющийся значительное время эмоциональный фон, окрашивающий сменяющие друг друга эмоциональные переживания.
Аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное переживание, сопровождающееся резко выраженной экспрессией, изменениями в функциях внутренних органов и ограничением произвольной регуляции поведения. Чем выше мотивационный стимул, больше затраченных усилий и меньше полученный результат, тем сильнее аффект. Он развивается в критической ситуации при неспособности найти адекватный выход, имеет свойство доминанты, тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает определенный тип поведения.
Основная литература:
1.Немов Р.С. Психология. – С.Пб., 2004.
2.Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2002.
3.Хрестоматия по психологии эмоций. – М., 2002.
4.Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.
5.Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006.