double arrow

Образование: централизованная система или децентрализованная сфера образовательных услуг?


В традиционном понимании образование – это, несомненно, система.Система образовательных

(государственных и негосудар­ственных) учреждений, различающихся по самым разным парамет­рам, но, прежде всего, по уровню и профилю. [...] Что же конкретно придает образованию системные свойства?

Прежде всего, наличие общих, инвариантных качеств, харак­теризующих как систему в целом, так и образующие ее компо­ненты, независимо от их уровня и профиля. К числу таких качеств можно, в частности, отнести: гибкость, динамичность, вариатив­ность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемст­венность, целостность. [...] С одной стороны, сис­тема образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к образованию среде, а с другой – она должна быть, по возможности, стабильной в своей психолого-педагогической основе, не под­верженной конъюнктурным шараханьям из одной крайности в дру­гую. С одной стороны, любая система образования должна «вырас­тать» из исторически складывающихся, преемственных и весьма медленно сменяющих друг друга образовательных парадигм и док­трин, а с другой – она должна быть естественно прогностичной, устремленной в будущее. [...]

Одной из наиболее острых проблем современного образования... является проблема поиска рационального соотношения цен­трализации и децентрализации образовательных стратегий и образо­вательных систем. В некоторых странах, например, в США, безого­ворочное предпочтение отдается децентрализации. [...] При таком подходе, при неумеренной децентрализации сфера обра­зования в целом как важнейшая составная часть социума, социаль­ной сферы любой страны может оказаться вне столь необходимых интегративных механизмов управления, рискует впасть в состояние хаоса, анархии и вседозволенности. Что же касается достаточно популярных идей о самоорганизации и целесообразности самопро­извольного движения образовательной сферы к оптимуму своих возможностей, то, как показывает опыт многих стран, они то и дело сопровождаются недопустимыми издержками и трудно исправимы­ми провалами в главном – в качестве образования, в реализации его многоплановых воспитательных, обучающих и развивающих функций.

Конечно, личностно-ориентированная парадигма современного образования, признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно сказывается и на трактовке понятия «система образования». [...] Она все более явственно превра­щается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций дифференцированную сферу образова­тельных услуг. Такое представление диаметрально меняет саму па­радигму образования, особенно в ее прогностической интерпретации: не система жестко детерминированных образовательных учреждений, по существу, навязываемая человеку и ограничиваю­щая его свободу выбора, а человек, сознательно (или на основе про­фессионально состоятельных консультаций) выбирающий индиви­дуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности. [...] Еще существующую практику ничем не ограниченной вариатизации и дифференциации образовательной деятельности без должного сис­темного обоснования и надежного многоаспектного обеспечения этой деятельности следует считать, очевидно, волюнтаристской, по­спешной, не имеющей ничего общего с действительно необходи­мыми творческими, инновационными прорывами в сфере образо­вания. [...]

Следует учитывать, что при всей вариативности и дифферен­цированно локальных образовательных подсистем глобально понимаемая суперсистема (макросистема, «большая» система), или, как нередко говорят, сфера образования, несомненно, целостна. Это, в частности, подтверждается тем, что возможные сбои в функцио­нировании любого компонента системы, в большей или меньшей мере, но неизбежно сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов системы в целом.

Систе­ма образования в принципе открытая, в определенной мере самоорга­низующаяся (синергетическая), способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию. [...] Она не только детерминирована внешними обстоятельства­ми политического, социально-экономического и социокультурного происхождения, но и сама детерминирует эти обстоятельства. [...] Характеристика образования как системы была бы неполной, если не обратить внимания на такие, весьма распространенные по­нятия, как «учебно-воспитательная система», «педагогическая систе­ма», «образовательно-воспитательная система» и т.п. Дифференциация этих понятий с методологической точки зре­ния весьма желательна и даже необходима, поскольку их смешение и взаимоподмена нередко являются причиной существенных недо­разумений и в теории, и в практике. В связи с этим целесообразно указать наиболее существенные признаки различных системных объектов в сфере образования.

Система образования, как уже отмечалось выше, может быть представлена двумерной матрицей, каждая «ячейка» которой соответ­ствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля, поскольку вертикальная ось этой матрицы отражает уровень, а ее горизонтальная ось – про­филь образования. [...] Учебно-воспитательная система характеризует собственно педа­гогический аспект функционирования учебного заведения соот­ветствующего уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей учебно-воспита­тельной и развивающей деятельности; содержания этой деятельно­сти (фиксируемого в учебных планах, программах, учебниках, учеб­ных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообраз­ных видео, информационных, телекоммуникационных и т.п. средствах); методов обучения, воспитания и развития учащихся (процессуально понимаемой технологии образовательной деятель­ности); средств, используемых в педагогическом процессе; органи­зационных форм, в которых образовательная деятельность реализу­ется с тем или иным эффектом. Очевидно, что для каждого уровня и для каждого профиля обра­зования (иными словами, для каждой «ячейки» двумерной матрицы, характеризующей систему образования в целом) существует своя специфическая учебно-воспитательная система. Причем эта специ­фика естественно определяется своеобразием целей, содержания, методов, средств и организационных форм образовательной дея­тельности в единстве ее обучающих, воспитательных и развиваю­щих функций. [...]

Педагогическая система – наиболее часто употребляемое слово­сочетание, используемое в педагогической науке и практике. [...] Нередко это понятие пер­сонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной и практической деятельности крупных педагогов (напри­мер, педагогическая система Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Дж. Дьюи, Р. Штайнера, М. Монтессори и т.д.). Это же понятие применяется для обозначе­ния и характеристики вертикального среза педагогической деятельности в зависимости от рассматриваемого уровня образования (пе­дагогическая система общеобразовательной, профессионально-тех­нической, высшей школы т.д.).

По-видимому, наиболее целесообразно апеллировать к весьма широкому понятию «педагогическая система», прежде всего, для общей характеристики и критериальной, теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педаго­гической (исследовательской) и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях, т.е. на уровне всего об­щества, социума. Только в этом случае понятию «педагогическая система» может быть придан достойный этого глобального поня­тия не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл, подчеркивающий первостепенное значение этой системы для развития социума, для реализации его важнейшей личностно-созидательной функции. При всем многообразии дефиниций смысл, вкладываемый в по­нятие «педагогическая система», вполне удовлетворяет требо­ваниям, предъявляемым к любой сложной системе, поскольку она фактически представляет собой упорядоченную совокупность взаи­мосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащих­ся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном (для разных подсистем образования) виде все составляющие собственно педа­гогической деятельности в данных социальных условиях. [...]


Сейчас читают про: