double arrow

Тема 3.3. Определение мотивов учения на разных возрастных этапах

Задача № 1. В школе нельзя было не обратить внимания на двух девятиклассников, Сашу и Наташу, призеров и лауреатов городских и всесоюзных олимпиад. Они очень разные. Разные в своем отношении к любимому предмету - математике. Если Саша занимался только математикой, а всем остальным - лишь бы не получить двойку, то Наташа была открыта навстречу всему миру. Ее интересовала и поэзия, и музыка, и спорт. Если о Саше с восхищением отзывался только учитель математики, то о Наташе - буквально все учителя. В X классе Саша изменился. Пошел на районную олимпиаду, занял только второе место. Был очень уязвлен. Послали на городскую олимпиаду. Задачи, говорит, решил все, а работу не сдал - сказал, что не захотел. Да, способный, конечно, парень, но учитель математики ожидал от него большего. Самолюбие болезненное. Наташа на городской олимпиаде заняла третье место. Однако не унывает. Стала заниматься усиленно. Очень растет девочка, по мнению учителей.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения структуры деятельности.

2.Раскройте психологическую структуру деятельности. Дайте определение понятиям: цель, мотив, действия, деятельность.

3. Приведите пример известной вам классификации мотивов учения школьников.

2.Выявите мотивы учения девочки и мальчика в соответствии с одной из классификаций.

4.Разработайте 3-4 рекомендации для учителя по организации индивидуальной работы с мальчиком.

Задача № 2. Учитель физики перед изучением темы ставит следующие занимательные опыты. На край стола он кладет листок бумаги, а на нее ставит пустую бутылку горлышком вниз и спрашивает учащихся: "Что произойдет, если я дерну за листок бумаги?" Все отвечают: "Бутылка упадет". Учитель проделывает опыт, и школьники, к своему удивлению, видят, что бутылка осталась на месте. Возникает вопрос: а почему? Затем опыт усложняется. Приготовленное заранее кольцо из тонкого картона шириной 3 см и диаметром 15 см учитель поставил на горлышко бутылки. На боковую поверхность кольца положил монету, а внутрь осторожно поставил линейку и спросил: "Что произойдет, если линейкой резко ударить по кольцу вправо?" Учащиеся в затруднительном положении, так как их знания и предшествующий опыт подсказывали, что монета должна двигаться вместе с кольцом. Однако только что проведенный эксперимент с бутылкой удержал их от подобных высказываний. Учитель проделал опыт, монета упала на дно бутылки. Учитель просит объяснить учащихся наблюдаемые явления.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения психологической структуры деятельности.

2.Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известную вам классификацию мотивов учения.

4.Какие мотивы учения школьников формирует учитель. Докажите.

5.Насколько обосновано такое начало урока, подтвердите ваше мнение 5 аргументами.

Задача № 3. Мама Вадика (2 класс) установила с сыном своеобразные рыночные отношения: «Принесешь из школы «5», пойдем с тобой в цирк, а принесешь «2» - тебя любить никто не будет».

Вадик пришел из школы и заявил, что учительница его не любит. Всем поставила «+», а ему нет (у Вадика все задачки были решены неверно).

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2.Дайте определение понятию «мотив учения».

3. Приведите пример известной Вам классификации мотивов учения.

4.Какие мотивы учения преобладают в педагогической ситуации? Аргументируйте свой ответ 3-4 аргументами.

5.Разработайте 6-7 рекомендаций для родителей по формированию мотивации младшего школьника (Вадика)

Задача № 4. Миша (9 лет) любит чтение и интересуется науками, всегда готов показать свою осведомленность. Учится хорошо и учителя его хвалят. Он постоянно в центре внимания.Мама же постоянно жалуется на сына. «Вы, наверное, не поверите, - говорит она,-но дома Миша просто не выносим. Постоянно что-то вытворяет как будто назло».

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения психологической структуры деятельности.

2.Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известную вам классификацию мотивов учения.

4.Какие мотивы учения сформированы у Миши. Докажите.

5.Почему характер поведения Миши резко меняется дома? Аргументируйте свое мнение.

Задача № 5. Большое место в мотивации у младших школьников занимают мотивы благополучия и престижа. Среди них первенствует мотив: «Хочу получить похвалы и хорошие отметки».

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2.Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения. К какой группе мотивов учения относятся мотивы благополучия и престижа?

4.Какие последствия могут быть в результате погони ученика за хорошими отметками?

Задача № 6. В качестве мотива учебной деятельности школьника могут быть установки. Может быть использована установка на успех: «Победа любой ценой!» и установка на избегание неудачи, не получить «двойку». Важно учиться, как в афоризме: «Главное не побеждать, а участвовать».

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2.Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения. К какой группе мотивов учения относятся названные установки? Докажите.

4.Как будет осуществляться учебная деятельность ученика и развитие его личности в зависимости от выбранной установки? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 7. Американский учитель не проявляет никаких эмоций в отношениях с учениками. Это в какой-то мере стабилизирует внутреннюю среду в школьном коллективе: ученики чувствуют себя более спокойно. У них нет боязни того, что за неправильный ответ или за неподготовленное задание их могут унизить, повысить на них голос, отчитать перед всем классом. Но, с другой стороны, это лишает учащихся какого-либо контакта с учителем. Роль учителя нивелирована. Он не ведет никаких «душевных» разговоров ни с учениками, ни с их родителями. Он не может говорить с ними ни о чем, кроме того предмета, который преподает.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2. Какой стиль общения предполагает данная педагогическая ситуация? Докажите.

3. Каким образом такая система работы учителя может повлиять на формирование мотивации младших школьников. Аргументируйте свое мнение.

Задача № 8. Володя ученик 6-го класса, не проявлял никакого интереса к уроку географии. Учительница применяла всевозможные меры воздействия на него, но отношение его к предмету оставалось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог провести спокойно, сосредоточившись на чем-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса. Не замечая учительницы во время урока, Володя без стеснения говорил:

-Не люблю я географию, скучно на ней,- и продолжал заниматься посторонним делом.

Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему домой. Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения. Первое собака. Часами он мог заниматься со своей собакой, дрессировать ее.

А второе - столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя «перепортил» немало досок: все время мастерит что-то.

После этого учительница провела в классе беседу о дикой собаке Динго, о ее родине Австралии, а затем перевела речь на служебных собак, на то, как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам как, учит свою собаку Володя И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу, и первый раз она увидела в них выражение интереса.

А когда учительница рассказала о Володе и его любимом деле, он всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать… По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку –составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации. Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках. К концу четверти заявил:

-Оказывается, география не такая уж скучная!

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2. Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения.

4. Как менялась мотивация учения мальчика. Аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

5.Какие действия учительницы способствовали формированию положительной мотивации к учению? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 9. В мотивации успешности учебы главная роль принадлежит родителям, семейному воспитанию.

2. Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения.

4.Какие действия родителей способствуют той или иной мотивации ребенка на учебу в школе? Выберите правильный ответ, аргументировав свое мнение.

а). Сравнение достижений своих детей с достижениями других учащихся.

б). Жесткий контроль, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания ребенку своего мнения.

в). Объяснение неудачи отсутствием способностей.

г). Редко хвалят детей за их достижения (зачем за хорошее хвалить, это и так очевидно)

д). Принимается в расчет зависимость успеха от прилагаемых усилий.

е).Частая похвала детей за малейшие успехи.

Задача № 10. Фрагмент урока русского языка в седьмом классе.

Учитель. Какие новые способы работы мы сегодня усвоили? Каким приемом это можно проверить?

Учащиеся. Сегодня мы сравнивали, как построены соседние предложения в рассказе. Чтобы проверить правильность нашей работы, нужно сопоставить ту задачу, которую мы ставили в начале урока, и результат т.е. новый способ, с которым познакомились.

Учитель. Обратим внимание на то, что Петя сделал ошибку, когда он активно искал новые способы работы, пробовал записывать строение связного текста в виде схемы. При поиске нового ошибка может встретиться. Главное, что Петя ее вовремя заметил и исправил, потому что он умеет себя контролировать по ходу работы. А другие наши ученики контролировали себя по ходу работы?

Учащиеся. Я остановился в середине упражнения и проверил себя. Мы на доске записали несколько способов записи текста в виде схем и тем самым проверили себя.

Учитель. Да, и это очень хорошо, что мы еще сегодня потренировались в контроле своей работы до того, как она закончена. Большинство наших ребят справились с этой работой. Что мы еще не умеем делать как показала наша сегодняшняя работа?

Учащиеся. Не смогли построить новый вариант рассказа, если он будет адресован другому человеку.

Учитель. Правильно. Мы еще не умеем перестраивать связный текст, чтобы сделать его сделать выразительным в разных условиях общения. Это будет нашим задание на следующем уроке. Теперь поставим отметки за работу на уроке. Дима, что бы ты сам себе поставил? Почему ты снизил себе отметку? Какие стороны твоей работы еще не очень сильны? Кто думает иначе?

Учащиеся. Я не согласен с его оценкой. Он быстро выполнил, ноне правильно записал.

Учитель. Дима уже лучше, чем на предыдущем уроке определил сильные и слабые стороны своей работы. Поставим ему ту отметку, которую он сам себе поставил и обосновал. Это будет справедливо.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2. Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения.

4. Какой этап урока представлен в педагогической ситуации. Докажите.

5.Какие действия учительницы способствовали формированию положительной мотивации к учению? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 11. Саша сразу, как только приходит в школу, спрашивает: «Скоро пойдем домой?» этот вопрос он задает на каждом уроке или перемене, надоедая учителю. Особенно острая ситуация на последнем уроке. Урок только начинается, проходит 5 минут, а Саша уже сообщает, что устал и хочет домой. В результате в классе нарушается дисциплина, работоспособность падает, внимание отвлеченное.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2. Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения.

4. Чем объяснить такое поведение мальчика? Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания о психологической структуре деятельности.

5.Разработайте 5-6 рекомендаций учителю по формированию мотивации к обучению у мальчика

Задача № 12. Идет урок математики во 2 классе. Все дети выполняют самостоятельную работу. Дима сидит и рассматривает жука, ползающего по парте. В это время учительница заметила увлечение мальчика.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к учебной деятельности.

2. Дайте определение понятиям «мотив», «цель», «действия», «деятельность».

3. Раскройте известные Вам классификации мотивов учения.

4. Чем объяснить такое поведение мальчика? Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания о психологической структуре деятельности.

5.Разработайте 5-6 рекомендаций учителю по формированию мотивации к обучению у мальчика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: