double arrow

Тема 2. Учитель: профессионал и личность


Цель изучения темы – выявить соотношение профессио­нальной и личностной составляющих педагогической деятель­ности.

Задачи изучения темы:

1) определить место педагогической деятельности среди дру­гих видов деятельности, выполняемых человеком;

2) рассмотреть педагогическую деятельность как феномен;

3) дать общую характеристику качеств личности педагога и вы­явить среди них профессионально значимые черты.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Общая характеристика понятия «деятельность». Сущ­ность и специфика педагогической деятельности. Педагогиче­ская деятельность как общечеловеческий атрибут и как специ­ально организованный вид деятельности.

Мотивация, цель, содержание, виды педагогической дея­тельности. Функции педагогической деятельности (информаци­онная, коммуникационная, обучающая, развивающая, воспита­тельная, познавательная, исследовательская, прогностическая, преобразующая, творческая и др.). Стили педагогической дея­тельности. Индивидуальная и коллективная педагогическая дея­тельность. Профессиональная компетентность и умения педа­гога.

Профессиональная деятельность и личность педагога. Взаимосвязь науки и искусства в практической педагогической деятельности. Взаимосвязь художественно-театральной и педа­гогической деятельности. Специфика требований к личности в профессиональной подгруппе. Личность педагога: общая харак­теристика. Направленность личности педагога. Требования к личности педагога: ретроспективный анализ. Профессионально значимые качества личности педагога. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

Педагогические светочи (И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, педагоги Беслана).

Методы: лекция.

Литература: 1, 3, 6, 10, 11, 15-17, 22, 25, 26, 29, 33, 34, 37, 39, 42.

Вопросы для самопроверки:

1) Каковы цели, сущность и специфика педагогической деятель­ности?

2) Какова структура педагогической деятельности?

3) Охарактеризуйте основные виды педагогической деятельно­сти.

4) Раскройте содержание понятий «гуманистическая направлен­ность личности педагога».

5) Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

6) Раскройте содержание понятия «профессионально-значи­мые ка­чества личности учителя».

7) Почему направленность личности педагога является его сис­темообразующей характеристикой?

8) Охарактеризуйте различные подходы к классификации про­фессионально значимых качеств личности педагога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Проведите самодиагностику собственных профессионально значимых для будущей педагогической деятельности ка­честв личности.

2) Представьте, что вас привлекли к составлению заповедей учительской профессии. Какую заповедь вы поставили бы на первое место? Ответ аргументируйте.

3) Нужны ли педагогу «хобби»? Ответ аргументируйте.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Выдающиеся педагоги разных времён: их заслуги перед человечеством (персоналии на выбор сту­дента)».

2) Реферат на тему: «Современное общество и учитель».

3) Эссе на тему: «Учитель, сыгравший в становлении меня как личности значимую роль».

4) Эссе на тему: «Могут ли личные и профессиональные каче­ства учителя войти в противоречия?».

5) Эссе на тему: «Учитель: авторитет власти или власть автори­тета?».


Сейчас читают про: