Цель изучения темы – выявить соотношение профессиональной и личностной составляющих педагогической деятельности.
Задачи изучения темы:
1) определить место педагогической деятельности среди других видов деятельности, выполняемых человеком;
2) рассмотреть педагогическую деятельность как феномен;
3) дать общую характеристику качеств личности педагога и выявить среди них профессионально значимые черты.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как общечеловеческий атрибут и как специально организованный вид деятельности.
Мотивация, цель, содержание, виды педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности (информационная, коммуникационная, обучающая, развивающая, воспитательная, познавательная, исследовательская, прогностическая, преобразующая, творческая и др.). Стили педагогической деятельности. Индивидуальная и коллективная педагогическая деятельность. Профессиональная компетентность и умения педагога.
|
|
Профессиональная деятельность и личность педагога. Взаимосвязь науки и искусства в практической педагогической деятельности. Взаимосвязь художественно-театральной и педагогической деятельности. Специфика требований к личности в профессиональной подгруппе. Личность педагога: общая характеристика. Направленность личности педагога. Требования к личности педагога: ретроспективный анализ. Профессионально значимые качества личности педагога. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.
Педагогические светочи (И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, педагоги Беслана).
Методы: лекция.
Литература: 1, 3, 6, 10, 11, 15-17, 22, 25, 26, 29, 33, 34, 37, 39, 42.
Вопросы для самопроверки:
1) Каковы цели, сущность и специфика педагогической деятельности?
2) Какова структура педагогической деятельности?
3) Охарактеризуйте основные виды педагогической деятельности.
4) Раскройте содержание понятий «гуманистическая направленность личности педагога».
5) Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
6) Раскройте содержание понятия «профессионально-значимые качества личности учителя».
7) Почему направленность личности педагога является его системообразующей характеристикой?
8) Охарактеризуйте различные подходы к классификации профессионально значимых качеств личности педагога.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Проведите самодиагностику собственных профессионально значимых для будущей педагогической деятельности качеств личности.
|
|
2) Представьте, что вас привлекли к составлению заповедей учительской профессии. Какую заповедь вы поставили бы на первое место? Ответ аргументируйте.
3) Нужны ли педагогу «хобби»? Ответ аргументируйте.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Выдающиеся педагоги разных времён: их заслуги перед человечеством (персоналии на выбор студента)».
2) Реферат на тему: «Современное общество и учитель».
3) Эссе на тему: «Учитель, сыгравший в становлении меня как личности значимую роль».
4) Эссе на тему: «Могут ли личные и профессиональные качества учителя войти в противоречия?».
5) Эссе на тему: «Учитель: авторитет власти или власть авторитета?».