Тема 9. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Цель изучения темы - сформировать у студентов целост­ные представления о характерных чертах современного миро­вого образовательного процесса.

Задачи изучения темы:

1) определить современный общественный социокультурный запрос к школе;

2) раскрыть сущность главных общемировых тенденций разви­тия образования;

3) показать процесс интеграции национальных систем образова­ния, акцентируя внимание на проблеме вхождения России в мировое образовательное пространство.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Основные приоритеты и ценности современного образова­ния. Обусловленность тенденций современного развития мирового образовательного процесса мировой социокультурной ситуацией. Формирование единого мирового образовательного простран­ства. Глобализация современного образования и проблема по­иска возможностей сохранения и развития исторических дости­жений национальных школ. Ориентация на идеалы гуманизма, общечеловеческие ценности. Поликультурное воспитание и об­разование. Проблема воспитания толерантности. Гражданское, патриотическое воспитание.

Современный информационный взрыв и его влияние на школу. Плюсы и минусы «компьютерной цивилизации». Демо­кратизация образования, свобода выбора и разнообразия школ, педагогических систем и альтернативных течений. Расширение условий для самоопределения и самореализации личности. Ак­туализация идей личностно-ориентированной педагогики. Гума­низация и культурологизация образования. Идея непрерывности образования: современные подходы. Воспитание духовности. Новые взаимоотношения школы и религии.

Методы: лекция.

Литература: 1, 5, 11, 23, 30, 31, 52.

Вопросы для самопроверки:

1) Что означает понятие «ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»?

2) Как развитие образования связано с современными цивилиза­ционными процессами?

3) В чем суть и цели «Болонского процесса»?

4) Каков смысл понятия «поликультурное воспитание и образо­вание»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Что способствует и что препятствует современному межциви­лизационному синтезу педагогических традиций?

2) В чем состоит влияние современной информационной куль­туры на образование?

3) Каковы основные признаки демократизации и гуманизации образования в современный период?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «XXI век: ’’Век ребёнка’’ или ‘’век образова­ния’’?»

2) Эссе на тему: «Противоречия, угрозы, оптимистические пер­спективы, связанные с современным ведущими тенден­циями мирового образовательного процесса».

3) Эссе на тему: «Диалектика национальных и общечеловече­ских ценностей в современном образовании».

4) Эссе на тему: «Что такое «воспитание духовности личности» и как оно востребовано жизнью и логикой развития совре­менного образования?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: