Цель изучения темы - сформировать у студентов целостные представления о характерных чертах современного мирового образовательного процесса.
Задачи изучения темы:
1) определить современный общественный социокультурный запрос к школе;
2) раскрыть сущность главных общемировых тенденций развития образования;
3) показать процесс интеграции национальных систем образования, акцентируя внимание на проблеме вхождения России в мировое образовательное пространство.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Основные приоритеты и ценности современного образования. Обусловленность тенденций современного развития мирового образовательного процесса мировой социокультурной ситуацией. Формирование единого мирового образовательного пространства. Глобализация современного образования и проблема поиска возможностей сохранения и развития исторических достижений национальных школ. Ориентация на идеалы гуманизма, общечеловеческие ценности. Поликультурное воспитание и образование. Проблема воспитания толерантности. Гражданское, патриотическое воспитание.
|
|
Современный информационный взрыв и его влияние на школу. Плюсы и минусы «компьютерной цивилизации». Демократизация образования, свобода выбора и разнообразия школ, педагогических систем и альтернативных течений. Расширение условий для самоопределения и самореализации личности. Актуализация идей личностно-ориентированной педагогики. Гуманизация и культурологизация образования. Идея непрерывности образования: современные подходы. Воспитание духовности. Новые взаимоотношения школы и религии.
Методы: лекция.
Литература: 1, 5, 11, 23, 30, 31, 52.
Вопросы для самопроверки:
1) Что означает понятие «ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»?
2) Как развитие образования связано с современными цивилизационными процессами?
3) В чем суть и цели «Болонского процесса»?
4) Каков смысл понятия «поликультурное воспитание и образование»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Что способствует и что препятствует современному межцивилизационному синтезу педагогических традиций?
2) В чем состоит влияние современной информационной культуры на образование?
3) Каковы основные признаки демократизации и гуманизации образования в современный период?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «XXI век: ’’Век ребёнка’’ или ‘’век образования’’?»
2) Эссе на тему: «Противоречия, угрозы, оптимистические перспективы, связанные с современным ведущими тенденциями мирового образовательного процесса».
3) Эссе на тему: «Диалектика национальных и общечеловеческих ценностей в современном образовании».
4) Эссе на тему: «Что такое «воспитание духовности личности» и как оно востребовано жизнью и логикой развития современного образования?»