Расширение социально-педагогических функций школы в новых политических, социально-экономических и демографических условиях влечет за собой и увеличение функциональных обязанностей учителя. К традиционным видам его профессиональной деятельности, таким как обучающая, воспитывающая, методическая, культурно-просветительная, в настоящее время добавляются социально-воспитательная, диагностическая, коррекционно-развивающая, коммуникативная. При этом меняется и характер реализации этих функций: учитель переходит от нормативно-исполнительской деятельности к инновационной, проектированной, исследовательской. Соответственно этим веяниям корректируется и система подготовки будущих педагогов.
Курсы «Общие основы педагогики» и «Теория обучения» входят в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Совокупно они должны: выполнить роль центральных и системообразующих средств концентрации содержания профессиональной подготовки будущего учителя; быть нацелены на подготовку к осуществлению педагогической деятельности, формирование общей культуры личности студентов; призваны способствовать осознанному выбору и освоению профессиональных программ взаимодействия с подопечными, разнообразных приемов, методов и средств обучения и воспитания школьников, осознанию необходимости соблюдения прав и свобод учащихся.
Цель дисциплины: ознакомление студентов с общими теоретическими основами педагогики и основами дидактики.
Учебные задачи дисциплины:
1) вооружение будущих учителей научной педагогической теорией;
2) развитие педагогического мышления;
3) возбуждение в будущем учителе глубокого интереса к педагогической деятельности;
4) вооружение навыками самостоятельной работы по освоению и переработке педагогической литературы.
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «Общие основы педагогики. Теория обучения» разработан для студентов II курса факультета иностранных языков.
Для изучения данной дисциплины студенты должны в определенной мере владеть знаниями таких дисциплин как философия, возрастная психология и физиология.
Требования к уровню освоения содержания: в результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести:
Знания
- научных основ профессиональной деятельности учителя, требований, предъявляемых к педагогической профессии;
- особенностей и специфики базовых педагогических терминов;
- методологических особенностей педагогики как области социально-гуманитарного знания;
- структуры современного процесса обучения, основных методов, форм и средств данного процесса;
- специфики ценностного подхода к обучению.
Умения
- выделять из окружающей действительности педагогические факты, события, явления и описывать их на языке педагогической науки;
- объяснять и прогнозировать их развитие, исходя из закономерностей педагогической науки;
- вычленять и решать педагогические задачи;
- критически переосмысливать ценности традиционного образования для самостоятельного построения собственных смыслов альтернативных педагогических подходов;
- обучаться профессиональной рефлексии;
- владеть основами методологической культуры.
Навыки
- самостоятельной работы с педагогическими источниками и литературой.
Формы контроля:
1) Текущий контроль:
- подготовка докладов,
- самостоятельная работа с литературой по курсу,
- промежуточное тестирование (более 50% правильных ответов).
2) Итоговый контроль:
- зачет в форме собеседования (оценка «зачтено» предполагает знание основных понятий курса, фактологического материала, умение свободно и грамотно излагать основной материал курса).