Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература по дисциплине

Список литературы

Основная литература по дисциплине:

1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов, обучающихся по спе­циальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика» / В.Г. Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Дополнительная литература:

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогиче­ской мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Анисов, М.И. Источниковедческие основы историко-педаго­гического исследования: Учебное пособие / М.И. Анисов. – М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987.

5. Дьяченко, В.К. Основные направления развития образова­ния в современном мире: Пособие для учителей / В.К. Дьяченко. – М.: Школьные технологии, 2005.

6. Корнетов, Г.Б. История педагогики: Введение в курс «Исто­рия образования и педагогической мысли»: Учебное посо­бие / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

7. Курочкина, И.Н. Русская педагогика. Страницы становле­ния (XIII-XVIII вв.): Учебное пособие / И.Н. Курочкина. – М.: Флинта; Наука, 2002.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. - М., 1973.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - начало XX в. - М., 1991.

11. Педагогика народов мира: история и современность: Учеб­ное пособие для вузов / К. Салимова, Н. Додде, Р. Селлек. – М.: Пед. общество России, 2001.

12. Раскин, Д.И. Классификация историко-педагогических источ­ников / Д.И. Раскин // Историографические и методо­логические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики. Сборник научных трудов. / Под. ред. Э.Д. Днепрова, О.Е. Кошелевой. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – С.85-98.

13. Цирульников, А.М. История образования в портретах и доку­ментах: Учебное пособие для студентов педвузов / А.М. Цирульников. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Литература для самостоятельной работы:

14. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV -XVII вв. – М.: Педагогика, 1985.

15. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М.: Педа­гогика, 1985.

16. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.

17. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987.

18. Антология педагогической мысли христианского Средневе­ковья. В 2-х т. – М.: Аспект-Пресс, 1994.

19. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный фено­мен: Курс лекций Е.П. Белозерцев. – СПБ.: Изд-во Р. Асланова, 2004.

20. Богуславский, М.В. История отечественной педагогики (пер­вая треть XX века) / М.В. Богуславский. – Томск: НТЛ, 2005.

21. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы россий­ского образования: историко-биографические очерки / М.В. Богуславский. – М.: Просвещение, 2005.

22. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров. – М.: Педагогика. 1987.

23. Гершунский, Б.С. Философско-методические основания страте­гии развития образования в России / Б.С. Гершунский. - М., 1993.

24. Гончаров, Л.Н. Школа и педагогика США до второй миро­вой войны. Исторический очерк / Л.Н. Гончаров. – М.: Пе­дагогика, 1972.

25. Гуманистическая направленность штайнеровской (валь­дорфской) педагогики: методический материал / Ред. кол. Б.П. Пузанов, Е.Г. Речицкая и др.: пер. с фин. А. Ойтинен. – М.: ВЛАДОС, 1999.

26. Днепров, Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогике дореволюционной России (1918-1977): Библио­графический указатель / Э.Д. Днепров. - М.: НИИ общей педагогики, 1979.

27. Днепров, Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. - М., 1994.

28. Домострой. Под. ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.

29. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: АПН РСФСР, 1963.

30. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.

31. Историко-педагогическое знание в начале третьего тысяче­летия: итоги, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научной конференции 5–6 декабря 2005 г. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. Г.Б. Корнетов. – М.; Тверь: Золотая буква, 2005.

32. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева и др.; Под ред. З.И. Василье­вой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006.

33. История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

34. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982.

35. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982.

36. Корнетов, Г.Б. Педагогика: теория и история: Учебное посо­бие для вузов / Г.Б. Корнетов. – М.: УРАО, 2003.

37. Крашенинников, Н.А. Восемь лет. Воспоминания о гимна­зии / Н.А. Крашенинников. – М.: Детская литература, 1983.

38. Кущевский, И.А. Николай Негорев, или Благополучный рос­сиянин / И.А. Кущевский // Библиотека Сибирского ро­мана. Т.3. – Новосибирск, 1959.

39. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для вузов / Л.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2003.

40. Лесков, Н.С. Кадетский монастырь. В кн.: Избранные произ­ведения. В 3-х т. Т.2. / Н.С. Лесков. - Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1952. – С.255-281.

41. Лещинский, В.И. Теория, история и философия образова­ния / В.И. Лещинский, Т.В. Лаврикова, Л.Э. Заварзина. – Воронеж, 2000.

42. Липник, В.Н. Школьные реформы в России / В.Н. Липник. – М.: Про-Пресс, 2002.

43. Липник, В.Н. Эволюция образовательных систем и управле­ния процессом обучения. (Методический комплекс для факультетов повышения квалификации работников образования) / В.Н. Липник. – Псков, 1995.

44. Лихачев, Д.С. Школа на Васильевском: Книга для учителя / Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский. – М.: Просвещение, 1990.

45. Локк, Д. О воспитании / Д. Локк // Сочинения. – Т.3. – М.: Мысль, 1988. – С.407-608.

46. Мосолов, В.А. Очерки истории образования и педагогиче­ской мысли: Учебное пособие / В.А. Мосолов. – СПб., 2005.

47. От глиняной таблички - к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневе­ковья / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998.

48. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – М.: «Советская энциклопедия», 1966.

49. Педагогическая энциклопедия. В 2-х т. - М.,1992.

50. Педагогические и политико-правовые проблемы образова­ния в России конца XIX-начала XX в. / Под ред. С.Ф. Его­рова. – М., 2002

51. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1981.

52. Преемственность и новаторство в развитии основных на­правлений отечественной педагогической науки. Мате­риалы XXV сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. М.В. Богу­славского и Т.Б. Игнатьевой. – М.; Тверь: Золотая буква. – ИТИП РАО, 2007.

53. Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли / З.И. Равкин. – М.: Новая школа, 1995.

54. Романов, А.А. Опытно-экспериментальная педагогика пер­вой трети XX века / А.А. Романов. – М.: «Школа», 1997.

55. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Педагогика, 1981.

56. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педаго­гика, 1979.

57. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. / Э.Б. Тэй­лор. – М.: Политиздат, 1969.

58. Титов, В.А. История педагогики. Конспект лекций / В.А. Ти­тов. – М.: «Приор-издат», 2003.

59. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989.

60. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974.

61. Фролов, А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: исто­риография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг.; критический анализ) / А.А. Фролов. – Нижний Нов­город: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006.

62. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. 2-е изд. – М.: Про­свещение, 1981.

63. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

64. Цырлина, Т.В. На пути к совершенству. Антология интерес­ных школ и находок XX века / Т.В. Цырлина. – М., 1997.

Библиографические указатели:

65. Высшие женские (Бестужевские) курсы: Библиографиче­ский указатель / Сост. З.А. Евтеева (отв. ред.), О.Н. Кузнецова, Т.А. Мартынова и др. - М.: Книга, 1966.

66. Емельянов, Б.В. Педагогическая мысль России второй поло­вины XIX - начала XX вв.: Биобиблиографическое по­собие / Б.В. Емельянов. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. пед. ун-та,1999.

67. История общеобразовательной и профессиональной школы дореволюционной России: Библиогр. указ. лит., изд. в сов. период. / Сост. А.П. Шапкина, В.В. Шапкин. - Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1991.

68. История общеобразовательной и профессиональной школы России: Библиографический указатель дореволю­ционной литературы / Всесоюз. НИИ проф.-техн. образо­вания; Авт.-сост. А.П. Шапкина. - Л., 1990.

69. Масанова, М.Д. Деятельность земства по реализации школьной реформы, 1865-1881: Историография и источ­ники / М.Д. Масанова. - СПб.: СЗАГС, 2000.

70. Пискунов, А.И. Советская историко-педагогическая литера­тура (1918-1957): Системный указатель / А.И. Пискунов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960.

71. Шестопёрова, Л.А. Советская литература по истории школы и педагогики за рубежом, 1958-1986 гг.: (Библио­графический указатель) / Л.А. Шестопёрова / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики; Отв. ред. К.И. Салимова. - М.: Изд-во АПН СССР,1987.

72. Я.А. Коменский (1592-1670): Указатель литературы / АН СССР. Ин-т науч. информации по обществ. наукам; Сост. Т.В. Владиславлева, М.А. Глазкова. - М., 1990.

73. Ян Амос Коменский: Указатель русских переводов и крити­ческой литературы на русском языке, 1772-1992 / Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М.И. Рудомино; Сост. Н.Л. Глаз­кова. - М.: Рудомино, 1995.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

74. http://hist-ped.chat.ru - на сайте в кратком, конспективном виде представлены сведения о педагогических концепциях и воззрениях российских и зарубежных деятелей педаго­гики и народного образования (более 40 персоналий). Имеются также полнотекстовые материалы по деятельно­сти российского педагога XIX века П.Ф. Каптерева.

75. www.pedobzor.ru - на сайте помещены различные мате­риалы - статьи, приказы, распоряжения, инструкции по во­просам школьного образования и педагогики, в основном относящиеся к концу XIX - началу XX века. Основой сайта послужила «Хрестоматия по истории педагогики», издан­ная в 1936 г. под общей редакцией С.А. Каменева и со­ставленная Н.А. Желваковым. Сайт будет пополняться и другими материалами по истории педагогики и школьного образования, а также сведениями из древней истории.

76. http://museum.edu.ru - раздел Российского общеобразова­тельного портала. Пуб­ликуются статьи о различных систе­мах образования, образовательных ступенях, образовании в различные исторические периоды (от древнерусского го­сударства до современной школы).

77. http://museum.novsu.ac.ru - сайт посвящён отдельным стра­ницам истории про­свещения Новгородского края со вре­мен появления первых школ. На сайте представлены: хро­нологическая лента событий, научно-популярные иллюст­рированные очерки по истории просвещения, материалы о выдающихся дея­телях русской православной церкви, культуры и науки, связанных с историей просвещения края и т.д.

78. http://character.webzone.ru - сайт посвящён истории возник­новения и становле­ния русской письменности.

79. http://antonmakarenko.narod.ru - на сайте представлена про­грамма и материалы международного макаренковского семинара «А.С. Макаренко и мировая педа­гогика».

80. http://savin.tele-kom.ru - сайт М. Савина (к.п.н., доцент Волго­градского ГПУ). На сайте можно познакомиться с ис­следованиями и монографиями автора, а также в разделе «Лаборатория» принять участие в обсуждении проблем фило­софии и истории образования.

81. http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/ychenie/ushinskii/soderzhanie.html К.Д. Ушинский. Биографическая статья о вели­ком русском педагоге.

82. http://anguium.narod.ru/2005.html - на сайте можно найти материалы о К.Д. Ушин­ском.

83. http://history.gatchina.ru/oldtown/gatchina/gatchina18.htm - на сайте размещены материалы о Гатчинском сиротском ин­ституте (XIX в.), его преподавателях и учениках.

84. http://pedagogics.narod.ru - сайт Российского гуманитарного научного фонда. Материалы сайта знакомят с исследова­нием образования и педагогической мысли в Российском Зарубежье в 20-40-е годы («первая волна» эмиграции), ко­торое имеет целью изучение системы, теории и практики обучения и воспи­тания, факторов и условий становления русского образовательного простран­ства в зарубежье, развития общественно-педагогического движения эмигра­ции, различных типов русского дошкольного, школьного, высшего и внешкольного образования в странах рассея­ния, анализ аксиологии, содержания и путей социализа­ции, образования и национального воспитания российских детей и молодежи в эмиграции, а также изучение и обоб­щение педагогического наследия известных представите­лей эмиграции, основных направлений русской педагогики в эмиграции.

85. http://jurfak.spb.ru/document/jubilee/Woman/VZHK.htm - исто­рия женского образования в России. Раздел виртуальной библиотеки Юридического факультета СПбГУ. Представ­лены статьи о Е.Р. Дашковой, императрице Марии Федо­ровне, К.Н. Бестужеве-Рюмине, А.М. Евреиновой, Е.А. Флейшиц, Смольном институте, Петербургском воспита­тельном доме, Высших женских (Бестужевских) курсах и др.

86. http://www.redline-isp.ru/education/valdorfru.html - на сайте представлена история вальдорфского движения, его ис­токи, настоящее и перспективы развития в России, исто­рико-биографическая справка об основателе вальдорф­ской педагогики - немецком философе-антропософе Р. Штайнере (1861-1925).

87. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm - сайт явля­ется одним из разделов журнала «Education+». На нем по­мещены статьи о жизни и деятельности известных педаго­гов, о различных учебных заведениях, а также педагогиче­ские высказывания и фразы (по одной статье для каждого раздела на каждый год двадцатого века).

88. http://biblio.narod.ru/gyrnal/montes/mont_sod.htm - сайт явля­ется одним из разделов журнала «Education+». Он посвя­щен Монтессори-педагогике.

89. http://gymn-edu.narod.ru/index.html - сайт посвящен гимнази­ческому образованию, в том числе и его истории.

90. http://www.militia-dei.spb.ru/russ_01.html - на сайте можно найти материалы о педагогической деятельности иезуитов в Петербурге (статья Ольги Кузнецовой, опубликованная в Информационном Вестнике Общества «Militia Dei» №8 (сентябрь 1997 г.), №9 (ноябрь 1997 г.)).

91. http://www.gala-d.ru/ - на этом сайте собран большой объем информации по истории педагогики - с древних времен до наших дней.

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту:

1) Предмет и задачи курса «История педагогики и образова­ния».

2) Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер.

3) Возникновение воспитания. Концепции происхождения вос­питания. Зарождение воспитания как особого вида че­ловеческой деятельности. Возникновение семейного вос­питания. Появление организованных форм воспитания.

4) Образование и воспитание в странах Древнего Востока.

5) Образование и воспитание в Древней Греции и Риме.

6) Влияние христианского мировоззрения на педагогическую мысль и школьное обучение в эпоху Средневековья. Ры­царское воспитание.

7) Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле).

8) Влияние идей эпохи Возрождения на школьное дело.

9) Я.А. Коменский – основоположник мировой педагогики

10) Педагогическое наследие Д. Локка.

11) Концепция развивающего обучения и педагогическая сис­тема И.Г. Песталоцци.

12) Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.

13) Концепция природосообразного и культуросообразного воспитания Ф.А. Дистервега.

14) Развитие принципа природосообразности в западноевропей­ской педагогической мысли XVII - XIX вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистер­вег).

15) «Реформаторская педагогика» и движение «новых школ».

16) Основные направления модернизации образования в со­временной зарубежной школе.

17) Развитие педагогической мысли в Киевской Руси (X-XIV вв.).

18) Просвещение в России до XVIII века. Братские школы.

19) Развитие русского просветительства XVIII в.

20) Школа России первой половины XIX в.

21) К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики.

22) Педагогическая наука России в XIX - начале XX вв.

23) Школа России второй половины XIX - начала XX вв.

24) Теория свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).

25) Октябрьская революция и преобразования в области народ­ного образования (1917-1920 гг.).

26) Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.).

27) Педологическая концепция П.П. Блонского.

28) Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллек­тиве.

29) Педагогическое творчество С.Т. Шацкого в колонии «Бод­рая жизнь».

30) Особенности развития отечественной педагогической мысли в 30-80-е гг. XX века.

31) Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг.

32) Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

33) Основные принципы «педагогики сотрудничества» 80-х гг. XX века.

34) Основные направления развития российского образования и педагогической мысли на рубеже XX-XXI вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: