Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Цель изучения темы – системно рассмотреть методоло­гию педагогики.

Задачи изучения темы:

1) раскрыть необходимость постоянного изучения педагогиче­ской действительности для полноценной работы педагога;

2) описать структуру и логику педагогического исследования;

3) охарактеризовать методы научно-педагогического исследова­ния;

4) раскрыть сущность понятия «методологическая культура педа­гога».

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Педагогическая действительность и необходимость её изу­чения. Понятие о педагогическом исследовании.

Понятие методологии педагогической науки, как учении о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразова­ния педагогической действительности.

Научные исследо­вания в педагогике. Основные элементы педагогических исследований. Структура и логика научно-педа­гогического исследования

Методы и логика педагогического исследования: теорети­ческие, экспериментальные (традиционно-педагогические методы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, ме­тоды изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике). Выбор и применение методов исследования. Изуче­ние и обобщение педагогического опыта.

Оформление результатов педагогического исследования.

Методологическая культура педагога.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 43, 46, 48.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое метод научного исследования?

2) Как влияет совершенствование методов исследования на развитие педагогики?

3) Какие методы составляют научную базу для разработки педа­гогической теории?

4) Какие методы вы будете использовать для изучения опыта своего коллеги?

5) В чём сущность педагогического наблюдения?

6) В каких целях применяется эксперимент?

7) Что такое педагогический эксперимент?

8) Охарактеризуйте основные виды эксперимента.

9) Что такое педагогическое тестирование? Какие виды тестов вы знаете?

10) Что можно выяснить педагогу с помощью анкетирования?

11) Что такое шкалирование?

12) Для каких целей применяется моделирование?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Вам необходимо «собрать» максимум информации об одном из учеников своего класса. Какими методами педагогиче­ского исследования Вы для этого воспользуетесь? В каком порядке?

3) Можно ли провести педагогический эксперимент, чтобы люди, на глазах которых это будет происходить, не знали об этом?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Новейшие методы педагогических иссле­дований».

2) Эссе на тему: «Я бы провёл эксперимент…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: