Список литературы
Основная литература по дисциплине:
1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2006.
2. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х кн. / И.П. Подласый. – М., 2007.
3. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. – СПб., 2006.
Дополнительная литература:
4. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984.
5. Бим-Бад, Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования / Б.М. Бим-Бад. – М., 1994.
6. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М., 2002.
7. Гутник, И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие / И.Ю. Гутник. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
8. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., 1985.
9. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. - М., 2000.
|
|
10. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (распоряжение правительства РФ от 03.09.05 №1340-Р) // Вестник образования. - 2005. - №22.
11. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова, 4-е изд. – М.,2003.
12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогический вузов и педагогический колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Высшее образование, 2006.
13. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Вестник образования. – 2004. - №8.
14. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.
Литература для самостоятельной работы:
15. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М., 1996.
16. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. Педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько. – М., 2002.
17. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989.
18. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2000.
19. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М., 1987.
20. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М., 1995.
21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1987.
22. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
|
23. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.
24. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В.К. Дьяченко. – М., 1989.
25. Журавлёв, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлёв. – М., 1990.
26. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М., 1981.
27. Кирилова, Г.Д. Теория обучения. Курс лекций / Г.Д. Кириллова. – СПб., 2001.
28. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М., 1994.
29. Коллективная учебная познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.
30. Костылёв, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы? / Ф.В. Костылёв. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
31. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Пановой. – М., 1977.
32. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.
33. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. - М., 2005.
34. Кульневич, С.В. Современный урок / С.В. Кульневич. – М., 2004.
35. Луначарский, А.В. Что такое образование? О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. - М., 1976.
36. Маслова, Н.В. Ноосферное образование / Н.В. Маслова. – М., 1999.
37. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М., 1977.
38. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. – М., 1981.
39. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. – Волгоград, 1995.
40. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М., 1981.
41. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М., 1987.
42. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 1993.
43. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001.
44. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.
45. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. - М.: Академия, 2002.
46. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. завед. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. – М., 2002, 2003.
47. Современные технологии образования / Отв. ред. Н.Д. Подуфалов. – Красноярск, 1994.
48. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для преподавателей, студентов, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
49. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г.Ф. Федорец. – Л., 1983.
50. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения / Г.Ф. Федорец. – Л., 1990.
51. Хроменков, П.А. Дистантно-ориентированная технология усвоения общепедагогического стандарта: Учебное пособие / П.А. Хроменков. - М., 2003.
52. Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. – М., 2000.
53. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской. – М., 1998.
54. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М., 1988.
55. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985.
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
56. http://catalog.alledu.ru/ - всё образование - каталог ссылок.
57. http://teoria.ru/ - сайт посвящён проблемам теории педагогики.
58. http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, её прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Библиотека содержит богатый фонд научных изданий, учебников, статей из периодики.
59. http://www.periodika.websib.ru/ - педагогическая периодика - каталог статей российской образовательной прессы.
60. http://pedagogy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=16&Itemid=30 – сайт представляет собой подобие словаря по педагогике или краткого пособия по ней.
|
|
61. http://www.inter-pedagogika.ru/ - на сайте, созданном преподавателем кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, И. Хоменко, можно найти книги, статьи, словари по педагогике, материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования, а также много другой полезной информации педагогического характера.
62. http://psylist.net/pedagogika/ - тематики сайта: воспитание, обучение, дидактика инноваций, инновационные педагогические системы, информационные технологии в педагогике и мн. др.
63. http://rao.edu.ru/ - сайт Российской академии образования.
64. http://www.oim.ru/ - «Образование: исследовано в мире» - международный научно-педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием, выходящий под патронатом РАО и ГНПБ им. К.Д. Ушинского.
65. http://vestnik.edu.ru/ - журнал «Вестник образования» (официальное издание Министерства образования Российской Федерации).
66. www.courier.com.ru – «Курьер образования» - электронный журнал для учителей, учеников и их родителей - посвящён содержанию образования, реформе образования, национальной модели образования. Архив выпусков с 1997г.
67. http://www.ychitel.com/ - журнал предназначен для учителей, преподавателей, воспитателей учебных заведений и внешкольных учреждений всех форм, типов и уровней. На сайте – новости российского образования, анонсы публикаций и тексты некоторых из них, законодательные документы об образовании, образовательные методики и педагогический опыт.
68. http://www.mschools.ru/ - сайт посвящён проблемам школьных реформ.
69. http://www.mto.ru - сайт ГНПБ им. К.Д.Ушинского.
70. http://www.ug.ru/ - сайт «Учительской газеты».
71. http://edunews.eurekanet.ru/vesti/welcome - сайт газеты «Вести Образования».
72. http://www.eidos.ru/journal/ - интернет-журнал «Эйдос», в котором освещены многие вопросы педагогики.
73. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».
74. http://www.intergu.ru/index.asp - «Интернет-государство учителей» - разнообразные форумы, методические материалы, советы и консультации для неравнодушных учителей.
75. http://bestschool.org.ru/ - сайт Всероссийского конкурса «Лучшие школы России».
|
|
76. http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет - сетевое объединение учителей, методистов, преподавателей.
Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту:
1) Педагогическая наука и ее место в системе социально-гуманитарного знания.
2) Основные понятия и категории педагогики.
3) Методы педагогических исследований.
4) Личность как объект и субъект воспитания.
5) Факторы, влияющие на формирование личности.
6) Этапы возрастного развития детей.
7) Целеполагание в педагогике.
8) Педагогический процесс. Этапы педагогического процесса.
9) Педагогический процесс. Его целостность, закономерности и принципы.
10) Дидактика как теория обучения и содержания образования. Основные категории дидактики.
11) Понятие и сущность процесса обучения. Функции обучения, их взаимосвязь. Цели обучения.
12) Современные дидактические концепции и теории.
13) Состав содержания общего среднего образования. Источники, факторы и принципы конструирования содержания образования.
14) Обучение как один из видов общественной деятельности и как педагогический процесс: его структура и основные закономерности.
15) Закономерности обучения.
16) Принципы обучения.
17) Документы, определяющие содержание образования. Понятие о государственных образовательных стандартах.
18) Методы обучения (понятие, сущность и содержание). Проблема классификации методов обучения.
19) Классификации методов обучения (по источнику получения знаний; в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала; по дидактическим целям)
20) Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский).
21) Классификация методов обучения по степени усложнения самостоятельной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
22) Понятие о формах организации обучения, их сущность и виды.
23) Урок как основная форма организации учебной работы.
24) Нестандартные уроки.
25) Характеристика видов обучения в современной школе.
26) Средства обучения, их классификация и характеристика.
27) Диагностика обученности.
28) Контроль и оценка результативности обучения.