Просвещение и пед. мысль в Византии

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличии от большинства средневековых государств отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. 1 этап IV –IX вв.: воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. 2 этап IX – XII вв.: наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959) были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе.

6)Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет. Монастырские школы - первые. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах — дети жителей данного церковного прихода (мирян).Развились соборные, или кафедральные, школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже — именитых горожан).Велось более или менее систематическое преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только мальчики. Монастырские и соборные школы имели особые помещения, предназначенные для учения.В приходской школе учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди.Учили читать по-латыни методом, который был основан на механическом запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения служили религиозные книги; жестокие телесные наказания были очень распространены. Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. В части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание: «семь свободных искусств» состоявших из трехпутья (trivium) — грамматика, риторика и диалектика — и четырехпутья (quadrivium) — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Воспитание светских феодалов. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет – вручение меча, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. По достижении 21 года он посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь религии, реже — чтению, письму; Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри. Некоторые знали прозу и поэтические произведения. Средневековые университеты пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц, и тщательно защищали свои права. Был основан в XII веке Парижский университет. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным. Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трех основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и получить звание доктора наук. Основным видом занятий в университетах были лекции. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы, примерно с такой же программой.

7)Просвещение и пед. мысль эпохи Возрождения. в Италии Витторино дэ-Фельтре (1378—1446) организовал школу, названную «Дом радости». В основу организации школы положены принципы гумм-ой пед-ки.Школа была открыта во дворце. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию уч-ся. Основными предм.обуч-я были классические языки и литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Томас Мор (1478—1535). Им была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание.Наглядные пособия. Больш. знач. придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела. Мор уделял больш. Вним. Подгот.молодого поколения к трудовой деят. и высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма. Основной труд: «Утопия».


8) Влияние реформации и контрреформации на образование. Иезуитская система воспитания. На руб. XV—XVI вв. Движ. Реф. связано с именами Мартина Лютера, Жана Кальвин и Ульриха Цвингли.Реф., выступавшая про­тив средневек. католич. церкви, стремилась к перестройке религ-го сознания людей в духе рац-ой трактовки хр-го вероучения. Внутри реформ-го движ. наметилось 2 направл. — бюргерское и крес­тьянское.Деятели Реф. широко исп-ли восп-е и обр., выдвинув лозунг всеобщ. обр. детей всех сословий на родном яз.Идея обязат-ой нач. шк. была. шагом вперед в осущ-и всеобщ. грамот-ти. Деятели Реф. опирались на практику обуч. и восп. в «братских общинах» -светские орг-ции, члены кот., не связанны с церковью, имели общее имущество, жили и работали вместе. При­нятое в этих общинах восп-е вкл. выработку уме­ния совместно раб-ть и уважения к физич. труду. Гл. цель этих преобраз-й - разработка рац-го содерж. обр. и восп., пре­дусматривавшего преемственную связь между средн. шк. и ун-том. 1-м учеб. завед., ставшим эталоном евро­п. шк., стала гимназия, основан. И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней шк. Она строилась на трех п-пах: благочестии, красноречии и знании. Контрреформация. с конца 50-х гг. XVI в. противостояла гуманистич. к-ре. Игнатий Лойола полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко орг-ю восп-ю д-ть. Деятели Контр. стали со­зд-ть в европейских странах общедоступ. бесплат. на­ч. шк. Иезуитская сист. вос­п., завоевав большую популярность, просущ-ла довольно длит. время. В этой сист. обуч. и восп. представляли такие м-ды, как межклассное и внутриклассное состязание, конкурсы, театрали­зованные представления, шк-ое самоуправл. и др. Но все это сопровож-сь непрерывной слежкой за воспитанниками, игрой на чел-их страстях. К концу XVI в. гуманистич. мировоззр. б. почти полностью оттеснено Контр­реф.и возродилось лишь в эпоху Просвещения. Средством подчинения себе, почти порабощения верующих была знаменитая иезуитская педагогика, искусство воспитания будущих воинов католицизма.Лойола полагал, что лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом и сделать его навсегда верным последователем определенного учения состоит в том, чтобы завладеть его воображением. Лойола хотел воспитывать бойцов, людей, предназначенных для действия, а не для размышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: