Практическая и теоритическая деятельность А.С. Макаренко. Разработка А.С. Макаренко теории коллектива

Макаренко А. С. (1888-1939) Известен как блестящий практик и писатель.(«пед. поэма» 1933; «Книга для родителей» 1937; «Флаги на башнях» 1938). Он связал свою научную деятельность с воспитательной практикой. Ядро учения Макаренко- теория коллективного воспитания. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нём, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирование социальной дисциплины, создание воспитывающих традиций. Им выделены 3 стадии развития коллектива: создание, становление, и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. М. впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Большая заслуга М. заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Он видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Детский коллектив по мнению М. должен обладать следующими признаками:1)мажор — основное качество жизни. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».2)ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив 3)защищенность каждого в коллективе 4)внешняя красота и эстетика 5)присутствие игры в жизни коллектива. Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии М.: 1)Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет) «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». 2)Главный инструмент воспитания — коллектив “Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора”3)Включение детей в совместную деятельность 4)Принцип оптимистической веры в ребенка 5)Принцип доверия 6)Принцип сочетания высочайших требований и уважения 7)Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. В этом принципе реализуется требование коллектива - “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника 8)Идея разновозрастных отрядов 9)Использование соревнования и игры в жизни детей. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал М., должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”.10)Включение коллектива в систему широких социальных связей.

46.Школа в годы ВОВ и в послевоенный период. (я не писала что там в послевоенное время было, это расписано в след. вопросе) В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в годы ВОВ. На территории Беларуси оккупанты закрыли все высшие и средние учебные заведения. Только в тех населенных пунктах, где размещались немецкие гарнизоны, работали отдельные начальные «народные» школы, в которых проводилась политика онемечивания. Преподавание русского и белорусского языков было запрещено. Учителя и учащиеся принимали активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков: они сражались в партизанских отрядах, участвовали в боевых операциях, передавали партизанам сведения о враге, уходили в подполье. В зонах партизанского движения создавались лесные школы, где учителя-партизаны обучали детей родному языку, арифметике, истории, географии, пению, рукоделию. Работая в исключительно сложных условиях (в землянках, крестьянских хатах, без учебников и тетрадей), школы стремились решать задачи обучения и военно-патриотического, идейно-политического воспитания в неразрывной связи. В районах боевых действий школьные здания были разрушены, заняты под казармы, госпитали. В военные годы принимается ряд постановлений партии и правительства, касавшихся школы: «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы» (1944), «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся» (1944). Учебные планы и программы сокращались, вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка молодежи.

47.Реформа общеобразовательной школы 1958 года в СССР. Политика КПСС и Советского государства в области образования и воспитания в 1960-1970е годы. В послевоенные годы приоритетное направление школьной политики стало всеобще начальное и семилетнее обучение. Большие трудности-не хватало школьных зданий и оборудования. Положение исправил закон 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (Обязательное 8 лет. образование; Восстановление совместного обучения мальчиков и девочек; Увеличение срока обучения в полной средней школе до 11 лет; Введение обязательной производственной подготовки; Появились ПТУ) реальзация этого закона происходила в 2 этапа: 1) Улучшение материально технической базы (строительство зданий и оснащение оборудованием) 2) Пересмотр содержания образования (введение факул. курсов и дифференцированного обучения в старших классах). Средняя школа получила название «общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью». Основной акцент делался на трудовое обучение. Предполагалось что уч. старших классов дважды в неделю будут работать в мастерских, на заводах и фабриках. И в месте с аттестатом об образовании получат свидетельство о раб. квалификации. К 1970 годам в школе было отменено проф. Обучение и в расписании вновь появился труд. В этот период вышли документы: «О мерах работы улучшения среднеобразовательной школы»; «Устав школы» (который установил типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: общеобразовательные полные средние школы (9-10 кл.); техникумы; ПТУ, школы рабочей и сельской молодежи (9-11 кл.) В 1975 г. в СССР 96% выпускников 8-илетки посещали уч. заведения, где давалось полное среднее образование. Появились УПК. Центром развития народного образования была Академия педагогических наук СССР.

49.Гуманистическая педагогическая концепция В.А. Сухомлинского. Сухомлинский (1918-1970)В 1935 году работал учителем украинского языка в сельской школе. В 1948 директор павлышской школы на Кировоградчине. Кандидат пед. наук 1955. Член-корреспондент Академии наук СССР 1957. Труды: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа». Вклад: Теория и практика обучения и воспитания 6-ти леток; Он ввел понятие-духовная жизнь ребёнка; Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников; Комплексная программа воспитания красотой; вывел теорию «незаметных детей в коллективе». 33 года проработал директором павлышской средней школы. (именно там появились многие инновации-пед. консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительская школа) В воспитание он включал категории этики- долг, честь, достоинство, справедливость, свободу. Стремился к созданию высоконравственного коллектива. Воспитание без наказания, признание самоценности и неповторимости каждой личности, что противоречило официальной педагогике. Его работа «Этюды о коммунистическом воспитании» 1974 была подвергнута критике.


50.Реформирование системы образования в СССР в 1980-е годы. Движение педагогов-новаторов и «педагогики сотрудничества. К началу 80-х г. потенциал советской школьной системы был практически ищерпан. Попытка выхода из кризиса принятая в ходе реформы школы 1984 оказалось неудачной. У реформы отсутствовала четкая концепция. реформа предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию средней школы, создание нового звена (спту). Как показало время, многие задачи реформы были ошибочны. Широкое развитие получают идеи педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, иди трудной цели, опоры, свободного выбора, самоанализа и самооценки, создание высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода и др. Представители педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.Н. Дубинин и др. В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью. Волков известен своими уроками творчества для младших школьников. Им разработаны свои психологические требования к общению с детьми: в творческой комнате могут заниматься все; нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если ребенок не успевает по другим предметам; не навязывать ребенку своего мнения; оценивать работу ребенка доброжелательно, снисходительно, избегая раздражительности. В основе методов Т.И. Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке – ее соратник, «человек с большой буквы». Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу познания истории своего народа, постоянно придумывая разнообразие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей. У истоков «педагогики сотрудничества» стоял В.А. Сухомлинский. В практике учителей-новаторов основная тенденция -учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спорит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: