Методы воспитания – способы взаимодействия воспитателя и воспитанников, направлены на достижение цели воспитания.
Классификация методов:
1) методы формирования сознания (рассказ на этическую тему, беседа на этическую тему, диспут, дебаты, лекция, пример);
2) методы формирования опыта поведения и деятельности (создание воспитывающей ситуации, поручение, приучение, педагогическое требование, инструктаж, упражнение);
3) методы стимулирования поведения и опыта деятельности (соревнование, создание ситуации успеха, поощрение, наказание).
Рассказ на этическую тему используется, как правило, при работе с учащимися младшего возраста. Технология: подбор рассказа в соответствии с целью, поставленной педагогом; разработка системы вопросов с целью подведения учащихся к пониманию нравственного смысла, заложенного в рассказе; чтение рассказа учащимися; учитель задаёт вопросы и подводит к раскрытию нравственного смысла рассказа.
Беседа на этическую тему. Технология: определение темы беседы и доведение её до учащихся; продумывание вопросов и ознакомление учащихся с ними; ученики самостоятельно готовятся к беседе; проведение беседы и подведение учителем итогов.
|
|
Дебаты, дискуссии. Технология: определение конкретной темы, круга вопросов; самост. подготовка учащихся; проведение дискуссии; подведение итогов.
Дискуссия – выражение различных точек зрения; проходит эмоционально; учитель наблюдает. Цель – нахождение истины.
Дебаты – не требуют нахождения истины, важен процесс; жёсткое структурирование; прописана процедура выступлений; чётко оговорено время.
Лекция – систематизированное, наиболее полное изложение материала или информации по заданной теме. Недостаточно эффективна, т. к. это пассивная форма обучения. Структура: вводная часть, рассмотрение вопросов, подведение итогов.
Пример самый простой и самый надёжный метод.
Упражнение – многократное повторение действий, которое приводит к их автоматизму.