Проект – это прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта.
Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Основное назначение проектной технологии в обучении заключается в том, чтобы:
1) включить учащихся в активную деятельность,
2) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем (к собственному приобретению знаний из разных областей и источников),
3) создать условия для развития интеллектуальных способностей (критически мыслить;
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; ориентироваться в окружающей действительности),
|
|
4) формировать ключевые умения и компетенции
проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;
исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;
коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;
социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи;
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
3. Самообразование и актуализация знаний;
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка;
6. Обобщение результатов и выводы;
7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Исходный этап: разработка проектного задания:
- Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта.
- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.
- Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
- Выбор средств и методов выполнения.
|
|
- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- Проведение исследования, выполнение расчетов,
- Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
- Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
- Общественная презентация проекта.
- Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Планирование деят-ти и развития образ учреждения.
Планирование - одно из важнейших средств эффективного руководства учебным заведением.
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью студентов, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.
Виды планирования:
1) перспективное - программа развития ОУ (на 5 лет)
2) годовое – план работы ОУ на год
3) текущее – календарно-тематическое, планирование на неделю, ежедневное планирование.
Структура плана работы ОУ на год:
- Краткая аналитическая справка об ОУ, - Анализ работы ОУ за прошлый год,
- Цели и задачи на новый учебный год, - Сформированность контингента учащихся (количество учащихся в школе, классе) - Выполнение закона «Об образовании»,
- Организация работы с кадрами (подбор и расстановка кадров),
- Организация научно-исследовательской работы педагогов,
- Повышение квалификации пед кадров.
В структуру учебного плана заложен принцип развития и совершенствования общеобразовательного учреждения.
Учебный план – нормативный документ, который регламентирует общее направление и осн содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.
В учебном плане содержание образования раскрывается в виде перечня учебных предметов и основных видов производственной практики.
Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в ГОСТстандарте по каждому профилю подготовки.
Типы учебных планов:
1) Базисный -является составной частью ГОСТстандарта, служит основой для сост-ия типовых и рабочих уч планов
2 ) Типовой-обычно носит рекомендательный хар-р, разрабативается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается министерством образ-ия РФ
3) Учебно-рабочий - составляется с соблюдением нормативного учебного базисного плана с учетом формы обучения и уровня базовой подготовки.
На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется
Содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.
Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему.